Владимир Познер – о выборах президента США, Дональде Трампе и Майкле Блумберге

Вы знаете, что сейчас в Штатах рассматривается вопрос импичмента Трампа. Это довольно сложная процедура. Она прописана в американской Конституции, что в определенных случаях – там они перечислены – президент может быть снят с должности. Это называется импичмент. Должна принимать это решение палата представителей, которая избирается каждые два года, полностью обновляется, и в которой, по-моему, 435 человек, что-то в этом духе. Причем каждый штат имеет там разное количество представителей в зависимости от населенности. Штаты с большим населением имеют больше своих представителей. А с меньшим – меньшее. И это делится на две партии – на демократическую и республиканскую.

Сейчас там большинство имеют демократы, именно они предпринимают сейчас всяческие усилия, чтобы начать процедуру импичмента. Для этого они должны провести целый ряд слушаний по самым разным вопросам, по которым обвиняют Трампа, и потом должны провести голосование, нужно только иметь простое большинство. Этого достаточно, чтобы передать дело в Сенат.

Сенат – это уже совсем другое дело. Там 100 человек, по два от каждого штата. То есть все штаты представлены одинаково – двумя сенаторами. Но если палате представителей достаточно простого большинства для импичмента, для начала процедуры, скажем так, то для решения вопроса должен проголосовать Сенат, и причем для снятия президента должны проголосовать за это две трети. То есть, считайте, 67 человек. И учитывая, что у республиканцев на два сенатора больше, то в общем можно довольно уверенно сказать, что не произойдет того, чтобы 20 республиканцев перешли на сторону демократов. То есть Трамп не будет снят с должности. Это можно сказать с большой долей уверенности, если не произойдет чего-то совершенно невероятного.

И они это понимают, конечно, демократы. Они же не хуже нас с вами понимают, что у них происходит. Но они взвесили, по-видимому, вот какой вопрос: процедура импичмента навредит Трампу или нет, потому что предстоят выборы через год. В ноябре 20-го года. Так вот вся эта процедура приведет к тому, что больше проголосуют не за Трампа или, наоборот, больше проголосуют за Трампа.

Теперь, как вы знаете, наверное, когда Трамп был избран в 16-м году, он же получил меньшее количество голосов, чем Хиллари Клинтон. Он получил на 3 млн меньше, что вроде бы для нас странно. Кто больше получил, тот вроде бы и победил. Нет. Американская система избрания президента прописана очень давно, с тех пор как существует американская Конституция, которая была принята в 1791 году. Там прописано такое правило, что каждая партия имеет определенное количество выборщиков. Это люди, которые являются членами партии и которые как бы хорошо разбираются в политике. Партия сама выбирает их. В каждом штате в зависимости от населения две партии имеют одинаковое количество: республиканцы и демократы, но в каждом штате это количество зависит от населенности. Поэтому больше всего выборщиков в Калифорнии, потому что Калифорния самый населенный штат. Очень много в Нью-Йорке, очень населенный штат. Очень мало, например, в таком штате, как Род-Айленд, потому что это совсем маленький штат. Для того чтобы победить на выборах надо набрать больше выборщиков, а не прямое население.

Это сложная вещь. Она была придумана тогда, давно, когда было не 50 штатов, а их было всего 13. И все они были маленькие. Они все были на Восточном побережье. Еще на Запад не двинулся никто. Так вот отцы-основатели, вообще выдающиеся были люди на самом деле, опасались того, что простой избиратель – фермер, в основном это были фермеры, – может не разобраться, и поэтому надо иметь людей, которые лучше разбираются в политике, и в случае чего поправить решения простого избирателя. Вот для чего был придуман так называемый колледж выборщиков. Причем он был придуман таким образом, что выборщик, хоть он и принадлежал Демократической партии, мог, если он считал это нужным, проголосовать за республиканцев.

Но потом это все изменилось. Теперь, если ты выборщик, ты можешь голосовать только за свою партию, и теперь из-за того, что гораздо большее количество штатов, можно так сыграть, что ты получишь больше выборщиков, хотя твой противник может получить больше простых голосов. Как и получилось в этом случае.

Это бывает не часто. За всю историю Америки это было пять раз. Но это бывает. Важно подобрать штаты таким образом – например, известно, что Калифорния не голосует за республиканцев. Не голосует и все. Значит, предположим, Трамп и не будет стараться получать голоса в Калифорнии. И все 57 выборщиков, которые там есть, пойдут к демократическому кандидату, но он будет искать в других штатах, поменьше, но где он сможет получить эти голоса.

Это странная система. Американцы скажут, что это все для того, чтобы защитить интересы маленьких штатов, чтобы не было диктатуры большинства. Находят всякие красивые слова для этого дела. На самом деле это, я бы так сказал, не демократический порядок. Демократия все-таки заключается в том, чтобы голос меньшинства тоже был слышен. Не должно быть диктатуры большинства, демократия предполагает возможность и меньшинству иметь свой голос и свой интерес. Но все-таки в случае избирания представителей, мне казалось, должен победить тот, кто получает наибольшее количество голосов. Но в Америке это не так.

Сегодня такое чувство, что победит Трамп в 20-м году. Появилась, правда, новая фигура. Появился Блумберг. Я не знаю, насколько вам знаком эта фамилия, смотрите ли новости Блумберга по телевидению, если у вас есть НТВ+ или какие-то еще там. Но это человек, который был три раза подряд мэром города Нью-Йорка, он миллиардер, и он пользуется очень большим авторитетом. Правда, у него есть один «минус» – он еврей. За всю историю Соединенных Штатов не было президента-еврея. Долгое время не было президента-католика, но первым католиком был Кеннеди. А потом, конечно, не было черного президента, но это случилось – Обама. Вот пока что не было президента-еврея.

Он только что вступил в борьбу. Почему? Потому что он, как и многие другие, глядя на тех, кто выступает от демократической партии, хотят стать кандидатом на пост президента, он видит, что там нет человека, который сможет победить Трампа. Он считает, что Трамп для Америки – это просто беда. И поэтому, хотя он не хотел баллотироваться, он счел своим долгом это сделать и объявил, что он будет баллотироваться.

Как я сказал, он очень богатый человек – это важно – потому что, чтобы стать президентом Соединенных Штатов Америки, нужно иметь очень много денег. Причем, как правило, эти деньги дают крупнейшие корпорации. Речь идет о сотнях миллионов долларов. Мы понимаем, что если я стал президентом благодаря тому, что меня поддержали такие-то и такие-то компании, то я перед ними в долгу, я должен буду учитывать это в своей деятельности. А вот если у меня у самого эти деньги есть, я самого себя содержу, так сказать, я делаюсь гораздо более независимым президентом. Как был Кеннеди, например.

И, конечно, если Блумберг победит – а он уже сказал, что он для своей рекламной кампании готов тратить 100 млн долларов, – то очень может быть, что он будет таким независимым президентом, что позволит ему действовать не так, как многие другие. Это важное событие, и как вы понимаете, от того, кто является президентом Соединенных Штатов Америки, зависит очень много, в том числе и мы.

Мы не можем игнорировать Америку, она слишком сильная и экономически, и в военном плане. То есть это не та страна, от которой можно отмахнуться. Все равно она остается сегодня страной №1.

И, кстати говоря, Блумберг по своей политике может быть для нас гораздо более позитивной фигурой. Но я не гарантирую это, я говорю, что это возможно.

На это событие я хотел обратить ваше внимание.