– Как вы думаете, демократия как политический строй, как идея – умерла? Она так активно используется во многих странах, но еще ни в одной она не достигла своего пика, где действительно можно сказать, что здесь живет демократия. И второй вопрос: какие люди, исторические личности на вас повлияли?
Владимир Познер: Если вы говорите не о живых, то много кто. Первый человек, который на меня повлиял, – это Александр Дюма, потому что «Три мушкетера» сыграли огромную роль в моем мировоззрении. Мне эту книгу читали, когда мне было пять лет, и это только одно, а такого много. Есть, конечно, государственные деятели, Линкольн, Джефферсон, Черчилль, хотя к нему у меня есть претензии, но он это переживет, но тем не менее есть и Рузвельт. Довольно много кто, так или иначе, сыграли роль в моем мировоззрении, так что я не буду всех перечислять, их много. И лично, есть люди, которые на меня повлияли, с которыми я знаком.
А что касается вашего первого вопроса… Еще Черчилль говорил о том, что демократия очень несовершенная, мягко говоря, система, но, к сожалению, это лучшее из того, что пока что у нас было. И она не умерла, абсолютно нет. А что вместо нее есть? Есть тоталитарная система, Китай, Северная Корея. Есть авторитарная система, это мы с вами, мы живем в авторитарной системе. Есть демократические элементы в этой системе? Есть, например, то, что я могу это говорить, а меня не ждет черный воронок – это демократический элемент, небольшой, но все-таки. Просто надо понимать прежде всего – а что такое демократия, как вы это понимаете?
Вот Томас Джефферсон, третий президент Соединенных Штатов, является автором Декларации независимости, написаной в 1776 году, это одна из основ американской системы. И там есть преамбула, которая начинается следующим образом: «Мы считаем эти истины самоочевидными, что человек наделен своим создателем некоторыми неотъемлемыми правами, среди которых: право на жизнь, на свободу и на добывание счастья». Заметьте, не на счастье, а на добывание счастья.
Вот там заложен смысл демократии: я имею право на жизнь, никто не имеет право ее отнимать, я имею право на свободу, никто не имеет право отнимать, и имею право добывать счастье, тут получилось или нет – зависит уже от меня. Таково мое убеждение.