Главная » Мнение » Владимир Познер – о журналистике без журналистов
Владимир Познер о своей книге про «сегодняшний день»

Владимир Познер – о журналистике без журналистов

Британская телерадиокомпания BBC впервые применит “полуавтоматическую журналистику” для освещения досрочных выборов в парламент Великобритании 12 декабря. Благодаря программе-роботу первые результаты голосования по всем 650 округам должны появиться на сайте компании “спустя считаные минуты” после его завершения.

Впрочем, без живых журналистов пока все же не обойтись: репортерам BBC предстоит заранее написать для своих коллег-роботов заготовки, “предусматривающие все возможные сценарии и форс-мажоры”. А уже потом машина добавит в них нужные цифры, сообщает «Российская газета».

Другие СМИ уже пробовали использовать искусственный интеллект в журналистике. Примерно треть контента агентства Bloomberg News генерируется с помощью автоматических алгоритмов “Киборг”, которые помогают выдавать тысячи статей об отчетах по прибыли компаний каждый квартал. Агентство Associated Press использует свою систему для обработки данных о доходах предприятий. Раньше у AP выходило 300 заметок за квартал, то теперь – 3700. Газета The Washington Post использует ботов для заметок о футбольных матчах среди старшеклассников. Los Angeles Times публикует статьи о землетрясениях через программу, обрабатывающего сводки Геологической службы США.

Владимир Познер: «Я впервые слышу о такой системе освещения выборов, которая применяется ВВС в Великобритании, и мой комментарий – это спонтанная реакция, недостаточно обоснованная знаниями предмета. Но в принципе я вам скажу, что это странно.

Я не понимаю, как робот может заниматься журналистикой. Все равно в него что-то закладывает человек, даже какое-то программное обеспечение. Робот не занимается опросами людей, не встречается с ними, не узнает их мнение. У него у самого не может складываться мнение. Как это работает? Одна болванка на всех? Всюду будет одно и то же? Это же не то, что статьи в разных газетах, которые придерживаются разных взглядов. У всех будет один взгляд на одни и те же цифры – это разве журналистика? Пока мне все это кажется абсолютным бредом. Посмотрим, что из этого может получиться.

С другой стороны – журналистика во многих странах, и не только в Великобритании, стала такой, что она уже не журналистика, а пропаганда. Поскольку все время пытаются убедить читателя в чем-то. Не давать просто информацию читателю как можно более общую широкую и объективную, но обязательно доказать, почему это хорошо, а другое – плохо, что уже, на мой взгляд, не является журналистикой. И вот в этом смысле робот может пригодиться, поскольку у робота нет мнения».