Владимир Познер: «Сравнивать можно, но сравнение не в нашу пользу»

Александр Мельман: Владимир Владимирович, когда вы работали в Америке с Филом Донахью, вы же на себе тоже почувствовали эту американскую «демократию». Вы можете напомнить, почему вас уволили?

Владимир Познер: Мы с Филом Донахью работали на канале CNBC. Это очень известный, крупный канал, и у нас был лучший рейтинг в свой временной отрезок, в восемь вечера, мы выходили два раза в неделю. Был президент CNBC и его сменил другой человек – Роджер Эйлс, который создал позже Fox News. Крайне правых взглядов человек. И когда пришло время возобновить наш контракт, он нас вызвал и сказал, что, конечно, мы с вами подпишем новый контракт, но там должно быть написано, что вы должны извещать нас заранее о предмете вашей следующей программы и кого вы собираетесь пригласить. Я ему говорю: «Мистер Эйлс, извините, но по-моему, это цензура», на что он мне ответил, я перевожу буквально: «Мне до крысиной ж***, как вы это называете. Будет так», я сказал: «Вы знаете, я из Москвы приехал в Нью-Йорк не для того, чтобы вы меня цензурировали, я отказываюсь». Донахью тоже отказался. И контакт не возобновили и программа исчезла, тихо, спокойно, никто ничего не написал.

А до этого был другой момент, за два года до этого, по-моему 94-й был год, когда страшно ругали Японию в Америке, за то, что японцы не пускают американские автомобили на внутренний японский рынок. Ну и мы с Филом сделали программу, пригласили кое-кого, где говорили, что дело в том, что американские машины хуже японских, причем намного хуже. Вот когда американские машины будут конкурировать, тогда, если их не будут пускать на внутренний японский рынок, можно действительно по этому поводу выступать.

Ну и что случилось? А случилось то, что компания General Motors, которая была спонсором нашей программы, давала рекламу, – сняла свою рекламу. Нас вызвал начальник, тот же Роджер Эйлс, и говорит: «Вы соображаете, нет?», я говорю: «А как же свобода слова?», он говорит: «Свобода слова – это на улице, а не в этой студии. А как я вам должен платить зарплату, если у меня не будет рекламы? Так что нет, будьте любезны наших рекламодателей не трогать». Демократия? Ну, демократия.

Понимаете, это элементарные вещи и это на каждом шагу происходит.

Александр Мельман: Слушаю вас и думаю, как же мы похожи с Америкой в этом смысле. И тогда получается, что когда Путин говорит» «Что вы к нам пристаете, у вас «негров вешают» – и пропаганда на этом топчется, очень легко работать нашей пропаганде, когда такое происходит. То есть получается, что Путин прав, когда кивает на них и говорит – «Вы ничем не лучше нас».

Владимир Познер: Это старый прием, он и в Советском Союзе был и он, конечно, изношенный. На самом деле, если сравнивать уровень независимости, в частности журналистов в Соединенных Штатах и в особенности печати…

Ведь понимаете, что произошло с телевидением? Были мощные каналы CBS, NBC, ABC, позже CNN, они, каждый, были созданы одним человеком: CNN – Тед Тернер, CBS – Пейли, то есть это были люди, которые болели этим делом, хотели создать телевидение, конечно, заработать на этом, но их волновала профессия. И это было потрясающее телевидение, потому что вы получали разные мнения, на разных каналах.

А потом Тем Тернер продал CNN за 3 миллиарда долларов, каналу NBC. NBC был куплен крупнейшей корпорацией AOL, которая была куплена еще более крупной корпорацией. И так случилось со всеми каналами. Они уже часть огромных конгломератов, которым абсолютно плевать на журналистику, их интересуют другие вещи: деньги и политика. И это, конечно, серьезнейший удар. Но было то все не так.

Но сравнивать… У нас что, ну пять федеральных каналов. Кем они управляются? Понятно кем, управляются они властью либо напрямую, как ВГТРК, либо опосредованно, как НТВ, которое принадлежит «Газпром-медиа», а «Газпром-медиа» принадлежит Газпрому, а Газпром принадлежит… ну и так далее.

Поэтому вот эти аргументы «а вот у вас тоже» – это вообще не аргумент, не действенный аргумент, тем более, если устроить серьезные дебаты, то его можно повергнуть. Да, сравнивать можно, но сравнение не в нашу пользу.