О потере доверия к СМИ

Я в основном летаю самолетами «Аэрофлота», и когда возвращаешься из-за рубежа и самолет садится, скажем, в Москве, то среди прочих вещей сообщается, что в этом году исполняется 220 лет с рождения великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина и весь мир это отмечает. Ну, это некоторое преувеличение, потому что во многих странах большинство людей даже не знают, кто такой Пушкин, что не говорит в их пользу, но тем не менее это так.

В связи с этим я на днях буквально вспомнил, что в 1937 году, в столетие смерти Пушкина, анекдот такой был, что объявили конкурс на лучший проект памятника Пушкину. Третье место получил проект, где Пушкин стоит держит томик Пушкина, второе место занял проект, где Пушкин стоит и держит томик Сталина, и первое место, стоит Сталин и держит томик Сталина. Ну, это 37-й год, кто помнит, что это такое, значит – понимает.

Некоторое искажение действительности, скажем. И в связи с этим я вспомнил замечательную притчу одного из моих любимых писателей Фазиля Искандера. Была объявлена награда за лучший портрет генерала очень невысокого роста, который во время сражения лишился ноги. И победил следующий портрет: генерал в профиль, сидит на коне и сидит «правильной» стороной, то есть с ногой, а там, где нет ноги, этого никто не видит и не знает.

И у меня иногда, в том числе после сегодняшнего разговора, такое впечатление, что нам все время показывают, где «нога», а где нет «ноги» – не показывают. И я думаю, что в значительной степени частичная потеря доверия к СМИ, именно к СМИ, и склонность верить безусловно плохим новостям и не верить хорошим, которые все-таки иногда бывают, связаны с таким подходом, что не надо показывать там, где нет «ноги», и не надо, чтобы генерал этот слез с коня и оказался невысокого роста.

В конечном итоге, на мой взгляд по крайней мере, такой подход приводит к тому, что люди перестают вообще доверять. В том числе и самым позитивным вещам.