Владимир Познер – о противостоянии интернета и телевидения

Александр Мельман: Сейчас считается, что последние несколько лет интернет побеждает телевизор. То есть по распространению, по смыслу, по качеству – люди все больше и больше смотрят интернет и это показывают цифры просмотров. Есть очень разные люди, которые были очень известны раньше в телевизоре, которые работают сейчас только в интернете и замечательно себя чувствуют. Есть молодые люди, как, скажем, Юрий Дудь, который пришел сразу на YouTube и у него там миллионные просмотры. Как вы считаете, в недалеком уже будущем телевидение действительно полностью проиграет интернету или вы еще на телевидении поработаете определенное количество времени?

Владимир Познер: Я, при всем отсутствии у меня скромности, скажу, что я еще известен на телевидении и доволен своим местом. Но то, о чем вы говорите, этот феномен, он же российский. Это не в Америке, это не во Франции, не в Германии, не в Англии: BBC, SKY смотрят со страшной силой. Это у нас не смотрят телевизор. А почему не смотрят? Ну ответ-то очевидный, потому что телевидение не устраивает людей, не устраивает прежде всего по информации: единая, понятно какая.

Я очень люблю у Фазиля Искандера, была замечательная притча о том, как объявили награду тому человеку, который нарисует лучший портрет генерала, очень маленького роста, который потерял ногу во время одного сражения. Победил художник, который нарисовал такую картину: генерал сидит на коне, причем правильной ногой, то есть в профиль, нога, который нет, ее не видно. Вот у нас такое телевидение.

Поэтому, понимая, что это не соответствует действительности, все больше и больше людей смотрят, где бы посмотреть, чтобы «не было ноги». И интернет, программы, о которых вы говорите, не все, они в основном говорят только о том, где «нет ноги», они не говорят о том, где она есть. Это такое – против, оппозиционное, мы говорим правду (совсем не обязательно), но негативную. И это привлекает гораздо больше, чем телевидение, где не всегда и не только негативно, но все-таки там «хорошая нога», а отсутствия ноги нет. И поэтому такое стремление, особенно у молодежи.

У людей определенного возраста, не моего, таких очень мало, но, скажем, тем, кому за пятьдесят – нет, они не в интернете. А вот молодежь – она вся там, и это понятно почему, она чувствует фальшь, а там вроде бы люди говорят свое мнение.

Я не думаю, что телевидение «погибнет» вообще, наоборот. Я даже думаю, что в будущем в квартирах одна стена будет телевизионным экраном и люди будут надевать какой-то аппарат и входить в телевизор, принимать участие с тем, что там происходит. Невероятно интересные вещи.
Но у нас, пока будет та система, которая сегодня существует – да, телевидение будет терять. И как мне сказало одно высокопоставленное лицо, каждый год телевидение теряет порядка трехсот тысяч зрителей в нашей стране.

Выражаем благодарность бард-клубу «Гнездо глухаря» за организацию встречи и съемку.