Александр Мельман: Владимир Владимирович, давайте начнем не с политики, а с того, что нам, может быть, особенно близко: с телевидения. Недавно прошла церемония премии ТЭФИ, против которой вы уже выступаете и не первый раз об этом говорите. Там была номинация ваша любимая, «Лучший интервьюер». Вы не выставляли свою кандидатуру. Победил там Федор Бондарчук. Почему вы все-таки категорически не выставляли свою кандидатуру в этом жанре?
Владимир Познер: Мне кажется что тема ТЭФИ – сугубо профессиональна, и я не думаю, что всем это дико интересно, но я, конечно, отвечу на ваш вопрос.
Федор Бондарчук – хороший актер, прекрасный организатор кино, но он не интервьюер. Конечно, доказать это невозможно. Вы знаете, в таких случаях я всегда вспоминаю, что Илья Эренбург когда-то сказал на дебатах с такой Тамарой Мотылевой, в далекие пятидесятые годы, когда она говорила: «А вы докажите, что импрессионисты лучше передвижников», и он ей ответил: «Вы знаете, Чехов как-то сказал, что невозможно доказать, что Пушкин лучше Златовратского», не доказывается это.
Что касается ТЭФИ. Та система, по которой определяется победитель, мне кажется абсолютно неприемлемой, уже не профессионалы это делают, а люди порой даже не имеющие отношения к телевидению, к творческой части. Прежде были, конечно, какие-то недоработки и всегда будут споры о том, почему этому дали, а не этому. Это всегда, когда вручают премию, будь то «Оскар» или даже Нобелевскую премию – и то говорят, почему этому, а не другому. Это нормально. Но все-таки была понятная система: сами академики, члены Академии российского телевидения, профессионалы, выбирали тех, кого они считали лучшими.
А сегодня это не так, сегодня это совсем другое, и поэтому я к этому не хочу иметь никакого отношения. Я не хочу соревноваться, я считаю, что это унизительно даже, и делаю все возможное, чтобы это все вернулось в то состояние, которое было, правда, с некоторыми поправками – и это будет очень даже хорошо. И я почти уверен, что это удастся сделать.
Выражаем благодарность бард-клубу «Гнездо глухаря» за организацию встречи и съемку.