– Владимир Владимирович, я прочитала, как вы описываете свою первую встречу с Джокондой. Изначально ведь на вас не произвели впечатления ее репродукции и вы тогда сказали, что мы часто судим по копии, не видя и не зная оригинала. Всем ли нужно увидеть оригинал, чтобы оценить, как вы считаете?
Владимир Познер: Ну, мы знаем, что нет, к сожалению. А потом, даже увидев оригинал, не все оценят, не всем дано.
Все-таки мы все равны – перед законом, мы равны с точки зрения «старта», то есть школа должна быть для всех открыта, но мы не равны с точки зрения ума, мы не равны с точки зрения эмоциональных способностей. У одних есть слух, а у других нет, когда они поют – смешно слушать. И поэтому не обязательно, увидев оригинал, ты поймешь что-то.
Но, конечно, есть таинственность в том, что почему-то оригинал на тебя действует сильнее, чем копия. Что-то там есть, но я не знаю, что. В музыке – это не так. Ну, например, 9-я симфония Бетховена: этот сыграл так, другой так, но это все 9-я симфония Бетховена, то есть все оригинал как бы. А в литературе, что значит оригинал? Читаешь книгу и все. А живопись – это особая вещь.
Это очень интересная тема, которая лично меня всегда убеждает в величии человека, если мы можем такое создать.