Владимир Познер – о том, как сохранить баланс между семьей и работой

– Не секрет, что люди, добившиеся больших успехов в своей профессиональной деятельности, зачастую жертвуют временем, которое они могли бы провести со своими близкими. И речь тут не о часах или о днях, а о годах. Как у вас сложилась жизнь в этом отношении? Если бы вы могли как-то поменять этот баланс, то сделали бы это?

Владимир Познер: Вы знаете, для меня это трудный вопрос, потому что я женат три раза. И, как я понимаю, мы расходились не потому, что я был слишком занят, ведь обе мои жены, – и первая, и вторая – работали, и работали много.

Я думаю, что если жена не работает, а муж работает, тут и возникают какие-то проблемы. Я понимаю, что традиционно женщина занимается домом, детьми, но при этом, допустим, она имеет высшее образование; однако из-за того, что родила детей, вышла замуж, она больше не работает и она в какой-то степени перестает развиваться. А муж работает, и мне кажется, тут начинается разрыв между ними, между интересами.

Конечно, бывает, что человек – трудоголик и жертвует всем ради работы. Есть такие характеры и ничего хорошего из этого не получается. Мне кажется, что лучше, когда работают и он, и она, у каждого свои интересы, они равные. Я понимаю, что это, может быть, совсем не отвечает традициям некоторых, стран, народов, но ведь традиции тоже меняются. То он ходит в магазин, то она, то он готовит, то она – и тогда получается совершенно другая семья. А если, как это бывает часто в России, она и работает, и дом на ней, и дети, тогда бывает, что все рассыпается.

Это сложный вопрос сегодня, особенно учитывая, что из-за стоимости жизни очень часто надо, чтобы работали оба, иначе не хватает денег на образование детей и так далее. И это ломает традиции, которые существуют во многих странах, где все было четко разделено. И мир с этим сталкивается сегодня. Из-за этого много разводов, из-за этого меньше браков, многие женщины даже не хотят выходить замуж, ребенка хотят, а вот этого соотношения – нет. На Западе этого больше: в США, в Западной Европе. На Востоке, конечно, меньше, но это связано с культурой, с религией, но проблема все равно возникает.

Я думаю, что единственный способ каким-то образом разрешить проблему, – этот способ зависит от женщин. Потому что мужчины привыкли жить определенным образом, и чтобы они стали жить по-другому, надо чтобы женщины этого потребовали. И они это требуют все больше и больше, но это сложно, конечно.