Владимир Познер о крысолове, Гитлере и «дудочниках»

– Владимир Владимирович, в вашей новой книге «Немецкая тетрадь» очень много фотографий людей, героев, о которых вы пишете. Скажите, а кто из них для вас был самый яркий, самый запоминающийся, может быть самый интересный?

Владимир Познер: Хочу вам сказать, что эта книга не об этих людях. Эта книга связана с теми мыслями, которые у меня возникли, когда я смотрел их фотографии – это разные вещи. Это не о них.

Вот в этой книге я рассказываю, например, о городе Хамельн. Он знаменит тем, что связан с легендой о крысолове. Средневековая такая легенда о том, что этот город был наводнен крысами и поэтому жить людям было тяжело, тяжело было с торговлей, крысы все съедали и вредили, кусали детей и так далее. И тогда бургомистр этого города пообещал тому, кто избавит город от крыс, отдать столько золота, сколько тот сможет унести.

И вот появился человек – дудочник, в яркой одежде, и сказал, что он может это сделать. И вот он вышел на улицу и стал играть на своей дудке. И вдруг отовсюду появились крысы и стали идти за ним. Он пошел в сторону реки и все крысы как завороженные следовали за ним и все утонули в реке.

А когда он вернулся за своей наградой, бургомистр и его помощники стали над ним смеяться: «обойдешься», крыс-то уже не было. Дудочник развернулся и ушел.

Он вернулся в этот город через некоторое время и снова стал играть на своей дудке – и из всех домов стали выходить дети, все дети города пошли за ним, а взрослые не могли сдвинуться с места. И дудочник увел детей куда-то в горы. Больше их никогда не видели.

Вот такая страшноватая сказка.

Я был в этом городе как раз в тот день, когда жители города разыгрывали эту историю с крысоловом, они это делают каждый год.

И я задумался: а что это за дудочник, кто он такой? Вот, например, Гитлер: дудочник? Он играл на своей «дудке»? За ним пошел немецкий народ?

Я стал думать об этих вещах. То есть думать не в прямом смысле, как с крысами, а о том, что и с нами могут делать такие «дудочники», как мы попадаем на такую «музыку» и совершаем то, что мы совершаем.

Так что эта книга не о конкретных людях, а о мыслях, которые возникают в связи с фотографией. Поэтому здесь нет героев, а только то, от чего я отталкиваюсь.