Владимир Познер: «Мы сами не замечаем, насколько становимся зависимыми»

– Владимир Владимирович, как вы считаете, какая фотография, может быть, которую сделали вы или не вы, могла бы служить эпилогом к книге «Немецкая тетрадь»?

– Ну моя фотография есть на обложке. Но я не считаю, что какая-то из этих фотографий, которые есть в книге, могла бы стать такой. Как правило книга имеет одну тему, будь она документальной или художественной, но какое-то есть сквозное действие, и поэтому, может быть, такая-то фотография или такая-то иллюстрация годится для пролога. В моей книге – это совершенно отдельные, небольшие мои соображения, мои размышления по поводу очень разных фотографий, и поэтому нет одной, которая объединяла бы все.

– Владимир Владимирович, а на что вы снимаете?

– У меня очень хороший фотоаппарат, цифровой. Когда-то я, конечно, снимал на пленку, но сейчас для этого надо иметь много времени, у меня его нет. У меня три фотоаппарата фирмы Leica, разные, Canon и еще один шведский аппарат. Я просто очень люблю фотоаппараты, замечательное изобретение, и на смартфон я никогда не снимаю – это не фотография, а так. Хотя, конечно, быстро зафиксировать момент – можно.

– Когда мы фотографируем на пленку, у нас есть 36 кадров и так далее, определенное количество, и ты пытаешься сделать один правильный кадр. Потом его еще надо проявить, распечатать и прочее. С цифровой фотографией все сложнее, больше кадров получается делать, но потом и сложнее выбирать, отбирать лучшее и те, которые попадут в книгу. Вот как у вас это происходило, кто был тем человеком, который говорил «это – да, а это – нет».

– Я не считаю, что это сложнее. На самом деле, конечно, когда была пленка, особенно если ты профессиональны фотограф, ты должен был очень внимательно относиться к этому.

Я работал в Агентстве печати «Новости», когда снимали на цвет, была наша пленка, скажем прямо, не очень качественная, и была пленка Kodak – очень хорошая, так вот у профессионального фотографа было такое правило, которое не он сам придумал, у него могло быть только три щелчка, чтобы получилась фотография, потому что надо было беречь пленку. И поэтому, конечно, к фотографии подходили по-другому, гораздо более вдумчиво и бережно.

Когда ты можешь снимать сколько хочешь, делать тридцать щелчков – это уже не то искусство, не то умение, и исходишь из того, что из этих тридцати ну одна-то будет хорошая фотография. Совершенно другой подход, который мне не очень нравится, я так все равно не снимаю.

Вообще новая техника в значительной степени облегчает нам что-то, а вместе с тем настолько упрощает, что мы не добиваемся того уровня, который когда-то был.

Я могу привести такой пример: мы ездили в Скандинавии в самой последней модели Volvo – это шведская машина. Эта машина могла сама парковаться, то есть ты подъезжаешь куда надо, включаешь определенную систему и автомобиль сам задом встает. Вообще парковать задом надо уметь, этому учатся, для многих это, может быть, самое сложное.

Ну и я подумал, что это прекрасно, конечно. Но вот мы уже не умеем парковаться, мы забыли, как это делается, за нас это делает машина, и в один прекрасный день компьютер накрывается – и что мы делаем? Мы ждем, когда приедут откуда-то, чтобы привести в порядок компьютер. То есть мы уже не умеем парковать машину, мы не умеем читать карты, у нас GPS, зачем нам карта. А если этот GPS накроется, то как проехать с Красной площади на Белорусский вокзал – уже не очень понятно. Поэтому я очень осторожно к этому всему отношусь.

Мы становимся рабами смартфонов, без них мы никуда. Некоторые просто спят с ними, в Америке очень многие тинейджеры берут с собой в кровать на ночь.

То есть всякая техника, она сама по себе никакая, не хорошая и не плохая, но как ею пользуются – это очень важный вопрос.

Мы сами не замечаем, насколько мы становимся зависимыми от этой новой техники. Я не знаю, читали ли вы книги израильского писателя, которого зовут Юваль Харари: «Sapiens: Краткая история человечества», «Homo Deus: Краткая история будущего» и его новая книга «21 урок для XXI века». Он в них очень подробно рассуждает на эту тему, как мы меняемся, как на нас влияет вот эта совершенно новая техника.