Владимир Познер о любимых русских авторах и искусстве

– Владимир Владимирович, каких книг, на ваш взгляд, сейчас не хватает?

– Мне кажется, что книги есть все какие нужно, большой выбор книг. Я сколько бываю в книжных магазинах, всегда вижу там довольно много народу, к счастью. Потому что все время говорят, что стали меньше читать и что читают больше электронные книги; если это так, то жаль. Но сказать, что не хватает книг, этого я не могу сказать, –  выбор очень большой.

– Есть ли объективность в искусстве?

– Есть, конечно, хотя это не так просто объяснить. Я считаю, что есть стремление к объективности, когда ты не позволяешь своим предпочтениям, эмоциям брать верх, когда ты стараешься даже о том, что тебе вроде не нравится, об этом говорить без негативных слов, давая своему зрителю, слушателю или читателю, возможность самому сделать выводы. Вот это стремление к объективности. Ну а субъективность, она всегда в человеке есть, никуда не денешься от нее, мы же не роботы, слава богу.

– Существуют ли вечные ценности в искусстве?

– Существует вечная литература, она остается как произведение искусства. Шекспир – написано в XVI веке, а все равно мы смотрим его сегодня как сегодняшний день. Платон, древние греки – это все то же самое.

– Какие ваши любимые русские авторы?

– Я больше всего люблю читать Пушкина. И так же как Пушкина – Гоголя. Это мои любимые русские писатели. Вообще, конечно, русская литература – бесподобна. Я считаю, что с ней может сравниться только английская литература.

– Какие ваши любимые современные авторы?

– Современная литература вообще, я ее мало читаю, только если мне скажут, посоветуют, что надо обязательно почитать, тогда я взгляну. Я лучше перечитаю «Трех мушкетеров» – это книга, которая без всякого нажима учит тебя любви, отваге, дружбе, порядочности. Изумительная книга. Я всегда мечтал быть Д’Артаньяном. Вообще детские книги или книги, которые в детстве мне читала моя мама, многие остались: «Алиса в стране чудес», «Приключения Тома Сойера», «Винни Пух», они в значительной степени меня формировали. Они дают тебе понимание того, не говоря об этом, что такое хорошо и что такое не очень хорошо.