Владимир Познер об искусстве и коммерческом успехе в кино

– Я не помню, но слышал, а вы наверняка помните, что на Феллини ломились в кинотеатры, это были коммерчески очень успешные картины: Феллини, Антониони…

– Нет, вы не правы. Вы говорите о Советском Союзе, где все было запрещено, где когда прорывался какой-то западный фильм, люди были готовы ночью стоять, чтобы его посмотреть. Но если вы возьмете того же Феллини в Италии или Антониони, или Висконти… да, их, конечно, смотрели, но не так чтобы…

– Их награждали «Оскарами» и у них был прокат…

– «Оскар» – это совершенно особое дело. «Оскар» – это не значит кассовый успех. «Оскар» – это оценка твоих коллег по кино, и тебе дают приз за лучший фильм, лучший сценарий, за лучшую актерскую работу, а зритель – совсем из другой области, это вообще не его дело. И поэтому, скажем, такие фильмы, я беру сочетание искусство с коммерческой составляющей, как «Унесенные ветром»…

– Вот у он у вас по какому проходит разряду?

– Это редкий случай, когда искусство и коммерческий успех совпадают, потому что до сих пор его смотрят, до сих пор это выдающийся фильм, выдающиеся актеры Кларк Гейбл и Вивьен Ли, тут не о чем говорить. Или такой фильм, если взять российский, то, например, «Белое солнце пустыни», безусловно искусство, безусловно кассовый фильм.

А такие фильмы, опять же, как у Антониони, у Феллини, Бунюэль – это совсем другое. Точно так же, как книги определенные – не для всех, картины – не для всех, музыка – не для всех. Нужен определенный уровень, определенное образование и даже, я бы сказал, некоторый талант.

– То есть вам кажется, что совмещение бизнес-модели и арт-модели, назовем ее так, в массе своей невозможно?

– Возможно, но это редчайшая вещь. Есть несколько фильмов, я два назвал, и наверняка если подумать, найдутся еще такие фильмы, когда ломились на них, не там, где все было запрещено, как в Советском Союзе, а там, где все было открыто. И эти фильмы до сегодняшнего дня живы.

Правда, надо добавить одну вещь. Все-таки кино очень сильно зависит от техники, и техника развивается, в отличие от живописи, в отличие от литературы, в отличие от музыки, все-таки Бах – это Бах и никуда не денешься. Но я хочу сказать, что старое кино смотреть иногда очень трудно именно потому, что видно, что это не то. Исключения – Чаплин, но это должно быть абсолютно сверхгениальное что-то, чтобы в отсутствии той техники, которую используют сегодня, не мешало восприятию.