– У меня вопрос по теме Германии. В нашей стране есть часть людей, которые скучают по Советскому Союзу. Есть ли такие люди в Германии, доводилось ли вам общаться с немцами, которые искренне скучают по ГДР? И не просто потому что это была их молодость, а по каким-то другим причинам, например потому, что то общество их больше устраивало.
Владимир Познер: Да, есть такие люди, конечно. Это люди, которые не смогли встроиться в совершенно другой общественно-политический строй. Которые скучают по бесплатной медицине, которые скучают по бесплатному образованию, которые скучают по таким вещам, которые в ГДР безусловно были. Есть такие люди, которые оказались как бы за бортом происходящего. Это, как оправило, пожилые люди, которые вспоминают то, как это было, и которым жить сегодня очень неуютно и не очень хорошо.
У нас тоже есть такие люди. Я их совершенно не готов осуждать. Они жили по-другому, у них были другие представления, для них, например, деньги имели лишь относительное значение, чтобы купить продукты и так далее, но деньги сами по себе… Если вы вспомните «Золотого теленка» Ильфа и Петрова и сцену, когда Остап Бендер в поезде показал студентам чемодан с миллионом и эти молодые люди как-то бочком, бочком уходят, им неловко. Все-таки так выросли эти люди. И вдруг деньги становятся самым главным вообще, деньги все решают. Для них это более чем странно. Тем более что у них то денег нет, они, может, и хотели бы. Поэтому я это понимаю.
Другое дело, когда такое начинают говорить люди, не жившие в Советском Союзе, которые родились, может быть, в 1990 году. С этими людьми у меня есть проблема. Что они знают? Им кто-то рассказал? Ну мало ли что рассказал. Это мне напоминает еврейский анекдот, когда у Рабиновича спрашивают:
– Тебе нравится, как поет Каррузо?
– Не, не нравится. Мне Циперович напел.
Вот примерно так, какой-то «Циперович» сказал, но ведь это ничего не значит.
Я-то хорошо помню советский строй, я долго в нем прожил. Я могу по пунктам объяснить, почему я рад, что его нет, лично я. Это не значит, что все должны разделить мою точку зрения, но у меня есть опыт и исходя из моего опыта я могу сказать. Если у человека нет опыта, то что он может сказать? Только повторить чьи-то мысли.