"Еврейское счастье" 8-я серия

Владимир Познер: «Я себя совершенно не чувствую евреем»

– Владимир Владимирович, вы атеист, а что для вас значит быть евреем и помогало ли это или мешало ли вам в написании книги «Немецкая тетрадь»?

Владимир Познер: Видите ли, этот вопрос очень сложный, потому что я до сих пор не понимаю, что такое еврей. Это кровь? Это вера?

Согласно еврейской религии, то есть иудейству, мать должна быть еврейкой, моя мать не еврейка, она французская католичка к тому же. Но тем не менее фамилия моя Познер и это еврейская фамилия евреев из города Познань в Польше, и оттуда, со стороны моего отца, были люди, которые приехали в Россию.

Если спросить меня, чувствую ли я себя евреем?.. Когда я слышу или вижу антисемитизм – чувствую, вмешиваюсь. Но я атеист, значит я не соблюдаю никаких религиозных правил. Я себя совершенно не чувствую евреем, я гораздо больше чувствую себя французом или даже американцем. Поэтому сказать, что это мне мешало или помогало – нет, это вообще никак не влияло.

А о моем отношении к Германии… я все-таки военный ребенок, я очень много помню, что было. Кроме того я видел те фильмы, которые показывали на Нюрнбергском процессе, которые были сняты самими немцами в концлагерях. Очень тщательно они все снимали. И не надо быть евреем, чтобы ужаснуться этому. И мое отношение к немцам именно этим объясняется, а не тем, что моего деда Александра Познера расстреляли немцы за то, что фамилия его была Познер.

Так что этот вопрос не имеет однозначного ответа. Было время, когда я стеснялся этой фамилии, всячески уклонялся от разговора, потому что антисемитизм в России был довольно силен; сегодня меньше. Слава богу это прошло, я совершенно не стесняюсь этого.