Владимир Познер том, где искать правдивую информацию

– Владимир Владимирович, мне 20 лет, и у меня такой вопрос к вам: вот на YouTube у нас блогеры, а не журналисты, на телевидении присутствует цензура, где же нам, молодому поколению, черпать информацию, как ее фильтровать, где нам узнавать правду?

Владимир Познер: Мне хочется достать носовой платок и вытереть слезы по вашему поводу. Мне вас «так жаль», я даже передать не могу, как.

Когда мне был 21 год и я жил в Советском Союзе, был «железный занавес», никуда нельзя было ездить. Чтобы куда-то поехать, нужно было пройти партком и потом комиссию старых большевиков, в народе их называли «старые Б». Они должны были тебя одобрить и могли спросить, например, «Вот вы едете во Францию, а сколько, интересно, станций метро в Москве?», и ты говоришь им: «Я не знаю». «А как это вы собираетесь во Францию ехать? А если к вам подойдет простой француз, рабочий, спросит вас, сколько этих станций, и вы не знаете. Это же позор. А вы ездили по собственной стране? Нет еще? Так вы поезжайте, узнайте сначала свою страну. А насчет Франции…» и так далее.

Теперь насчет информации. Была одна информация – это работа тех людей, которых называли «солдатами идеологического фронта», это были так называемые журналисты. Их задачей было, и это совершенно официально, разъяснять и продвигать политику партии и правительства. Никакого интернета, никакого иностранного кино, кроме того кино, которое одобрено Особым отделом.

Да, были «голоса», радио «Голос Америки», «BBC» на русском языке, Deutsche Welle на русском языке и другие, но их глушили со страшной силой, чтобы люди не слушали; но все равно слушали порядка 40 миллионов человек. Вот и вся информация, которая была.

А вы говорите «где нам взять информацию?». Да у вас миллион возможностей, вы можете любую газету почитать иностранную, стоит это – копейки. Подпишитесь на New York Times и читайте, что там пишут, читайте, что пишут в Le Monde, читайте, что пишут в «Независимой газете», и сравнивайте, будьте активны. Но вы хотите, чтобы вам принесли и сказали «вот, пожалуйста, вам информацию», но так не будет. Конечно, вы привыкли чуть что пользоваться Гуглом, набрали и ответ, и никакой работы головой. Так постепенно атрофируется мозг, но это уже другое дело.

На самом деле у вас возможности любые. Вы можете ездить куда хотите, конечно, надо заработать какие-то деньги, но это нормально. Уже ведь нет российской визы, чтобы выехать, а было так, что надо сперва советскую выездную получить, а потом только иностранную. Теперь вам могут отказать только иностранцы. У вас полное раздолье, только будьте активны.

У нас цензура на телевидении? Как вам сказать… вот на советском телевидении была цензура, была организация, которая называлась Главлит. Ты приходил в комнату со своим текстом и там сидел дядя или тетенька, ты оставлял им свой текст, и если они ставили штамп – значит можно в эфир, а если нет штампа – то нельзя. Вот это – цензура. У нас другое сейчас, конечно, у нас есть контроль, но это не цензура в том плане, могут сказать «это не то, что мы бы хотели», ну что делать, не всегда все так, как мы хотим.

Понимаете, я сравниваю, я знаю, что было тогда и где мы сегодня. И я просто счастлив, я могу работать, а тогда был вынужден уйти.