– Владимир Владимирович, хочется поговорить с вами о правде: часто ли вам приходится говорить неправду?
Владимир Познер: Не говорю вообще. Но хочу сказать вам, что это связано с определенными вещами.
Я ведь был в пропаганде много лет, я пропагандировал Советский Союз, я пропагандировал советский образ жизни. Да, я в это верил, но от этого не легче. Пропаганда – всегда ложь, потому что пропаганда имеет определенную цель убедить человека в чем-то, и неважно, говоришь ты правду или полуправду или часть правды, обычно – это часть правды, но главное убедить. И, конечно, я этим занимался.
Я говорил о позитивных сторонах советской жизни, а они были, но я не говорил о других, я прекрасно знал, что они есть.
И, когда я дошел до определенной черты, я просто стал понимать, что я лгу и что моя вера в эту систему никак меня не оправдывает. И произошел крах моей веры, моего идеологического здания. Было очень тяжелое время. И я тогда поклялся себе, что больше никогда не буду поддерживать государство, я никогда не буду поддерживать никакую партию и не стану членом никакой партии, и что я постараюсь никогда не работать в штате, а буду независимым. И я думаю, что это помогло мне никогда после этого не говорить неправды.
Но это не значит, что ты всегда говоришь правду, потому что, например, встречается женщина, которая спрашивает: «Правда, я хорошо выгляжу?», а она выглядит плохо, но я бы ей ответил «Да, конечно», потому что это другое. Можно, конечно, промолчать, но тут надо быть аккуратным.
Но я понимаю ложь как сознательное искажение правды ради своей выгоды, своей шкуры и прочее.