– Многие поэты и политики, философы считали, что у России свой путь. И цитата Федора Тютчева: «Россия и Запад – два мира, органически различны по жизнеустройству и менталитету», Бердяев объяснял сложность и противоречивость русской души, то, что Восток и Запад, что они в нас соединяются, у Бунина в «Чистом понедельнике» есть момент о невозможности соединить эту раздвоенность и состояние подверженности влияния и Востока и Запада. На ваш взгляд, как найти эту середину или что-то такое, чтобы можно было выбрать один путь?
Владимир Познер: Есть еще и Киплинг, который сказал «East is East, and West is West, and never the twain shall meet», то есть «Восток есть Восток, Запад есть Запад, и вместе им не сойтись». Это тоже такая любимая тема, в которую приятно поиграть. А на самом деле где кончается Запад и Восток?
Вот, например, русская литература – это Запад или Восток? Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Достоевский, Толстой – это восточная литература или все-таки западная, европейская? А музыка? Чайковский, Рахманинов – это восточная музыка?
Китай, да, это Восток, хорошо, а Турция? Ну там Босфор и маленький кусочек Европы, а остальное? Они тоже Восток? Это все из области, на мой взгляд, философствования, а не философии.
Понимаете, это все чепуха. На самом деле Восток есть только в том смысле, как часть страны, которая находится, условно говоря, на Востоке. Когда мы говорим о географии и берем компас, то да, есть эти понятия, Восток, Север и так далее. Но если говорить о характерах, то тут довольно сложно.
Да, на Россию оказала влияние Византия, потому что Россия приняла православие. Православие приняли болгары, если говорить о Европе, православие приняли греки, гораздо раньше, греческая православная церковь более древняя, чем русская, ну и что, от этого они Восток?
Конечно, Византия – это не то же самое, что Рим и, конечно, там есть свои оттенки и, разумеется, религия наложила свой серьезный отпечаток. И поэтому, например, католические страны сильно отличаются от стран протестантских и соответственно протестантские от стран православных. Но вот эта идея, что невозможно никак быть вместе, потому что мы такая вот смесь – я это не принимаю.