Владимир Познер: «Уверен, что Ассанж окажется в руках США»

В 2017 году я брал интервью у Джулиана Ассанжа для программы Познер. Так случилось, что я оказался единственным российским журналистом, взявшим у Ассанжа интервью. Видимо, поэтому я получил огромное количество просьб рассказать о нем после его ареста.

Ассанж произвел на меня неоднозначное впечатление. С одной стороны, человек, абсолютно убежденный в том, что каждый человек имеет право знать, что скрывает от него власть, потому что власть избрана им и обязана перед ним отчитываться. Эта точка зрения Ассанжа не подлежит обсуждению, он был готов идти на любые жертвы ради ее исполнения.

Кроме того, Ассанж произвел на меня впечатление очень умного, великолепно умеющего выражать свои мысли человека, твердого, бескомпромиссного. С другой стороны, Ассанж показался мне человеком малоприятным, не обаятельным, высокомерным: если ему кажется, что вы уступаете ему в интеллекте, он разговаривает с вами «сверху вниз», чуть презрительно. Но безусловно главное в нем – его убежденность, его отвага, его готовность идти на любые испытания ради нас с вами, ведь денег у него лично нет.

Тогда, в эквадорском посольстве, в котором он скрывался уже 5 лет, он прекрасно отдавал себе отчет в том, что все кончится либо его смертью, либо его арестом. И дело было не в Швеции, в которой в свое время был выдан ордер на его арест за сексуальное домогательство и изнасилование (которые он категорически отрицал; к моменту моего интервью с ним Швеция отказалась от этих обвинений), и не в Великобритании, в которой был выдан ордер на его арест за то, что в 2012 году он не явился в британский суд, а скрылся в посольстве Эквадора. Дело, конечно, в США.

Когда Wikileaks выдал несколько тысяч документов, раскрывающих то, что творят американские военные в Ираке и Афганистане, Ассанж стал врагом Америки №1. Было понятно, что США его никогда не простят и никогда не забудут того, что он сделал. А что он сделал, если говорить по существу: он, как журналист-расследователь, сообщил ПРАВДУ о том, какие зверства совершали американские военные, больше ничего. И его за эту правду возненавидели.

А когда во время предвыборной борьбы за кресло президента в США он через Wikileaks опубликовал документы, нанесшие удар Хилари Клинтон, он тем самым самому себе объявил смертный приговор. Для американской верхушки главным стал вопрос: откуда Wikileaks получил эти документы? Не из русских ли источников? А если из русских, то кто передал русским эти документы? Не кто-либо ли из людей, близких Трампу? То есть нет ли прямой связи между русскими и Ассанжем, это очень важно. Если есть, то в этом случае Ассанжа можно не рассматривать как журналиста, а как иностранного враждебного агента, и в этом случае, согласно американскому законодательству, с ним можно обращаться иначе, чем того требует обращение с журналистом, иначе и гораздо жестче.

Что касается выдачи Ассанжа, отказа ему в политическом убежище со стороны Эквадора, надо помнить о том, что в этой стране были выборы, президентом стал Ленин Мурено, который сразу же заявил о том, что невозможно «бесконечно» позволять Ассанжу жить в лондонском посольстве. Очевидно, что американские власти надавили на Мурено, который не увидел никакого смысла сопротивляться этому давлению и, возможно, увидел явную выгоду в том, что прогнуться. Мурено обещал, что Эквадор лишит Ассанжа статуса политического беженца только в том случае, если Великобритания не передаст его третьей стране (США). Что до меня, то я верю обещаниям политических деятелей примерно в той же мере, в какой верю обещаниям карточного шулера.

Уверен, что Ассанж окажется в руках США, будет подвергнут пыткам и будет приговорен минимум к 20 годам заключения – и это при том, что он гражданин Австралии, а не США, то есть он Америку не предал. Он всего лишь сообщал правду.