– Уважаемый Владимир Владимирович! Недавно наткнулся на статью о том, что Финляндия станет первой страной, которая отменит все школьные предметы.
Вместо отдельных предметов школьники будут изучать события и явления в междисциплинарном формате. Так, например, Вторая мировая война будет рассматриваться с точки зрения истории, географии и математики. А при изучении курса «Работа в кафе» ученики получат комплексные знания об английском языке, экономике и коммуникативных навыках.
Вы освещали тему школьного образования Финляндии в фильме «Самые самые самые». В связи с этим у меня возник вопрос – как вы относитесь к такой идее? Отменить школьные предметы и изучать события и явления в междисциплинарном формате? С уважением, Данил Жамалетдинов.
Владимир Познер: Уважаемый Данил Жамалетдинов. Я сам учился в такой школе с 7 до 13 лет, то есть в начальной школе.
Историю средних веков, например, мы учили по романам Вальтера Скотта, по легендам о Короле Артуре и рыцарях Круглого стола (и многим другим увлекательным книгам), на уроках труда делали мечи, щиты, писали дипломы для наших выпускников на пергаменте киноварью, на ручных печатных станках печатали всю школьную продукцию (Гуттенберг оказался для нас не пыльной историей, а реальным человеком, который учил нас собирать шрифты), арифметику мы учили, управляя школьным магазином товаров, где надо было складывать, вычитать, умножать и делить и так далее.
И все мы по окончании этой школы блестяще поступали в лучшие хай-скулы Нью-Йорка, где надо было сдавать конкурсные экзамены.
Я поддерживаю эту идею, но нужны очень и очень квалифицированные учителя.