Владимир Познер: «Бизнес должен сыграть решающую роль в том, как люди будут жить в России»

– Владимир Владимирович, здравствуйте. Меня зовут Сергей, я предприниматель. У меня такой двойной вопрос. Первый: как вы считаете, какая роль у бизнеса в нашей стране в том, чтобы страна стала жить лучше?

И второй вопрос, если позволите, я как предприниматель часто выступаю спикером для более молодых предпринимателей: через что вы как спикер чувствуете, что выступление ваше удалось?

Владимир Познер: Я считаю успешным, если я вижу, что меня внимательно слушают. Если я вижу, что кто-то зевает или между собой переговаривается, тогда я понимаю, что не сумел найти слова.

Что касается бизнеса. Вы понимаете, что вообще само слово «бизнес», – оно отрицательное для россиян. Ну, из-за советского прошлого. Бизнес – это капиталисты и прочее. И вообще даже в свое время отношение к деньгАм, или к дЕньгам – правильно сказать по-русски, помните, было там у Ильфа и Петрова, когда Остап Бендер показывает студентам чемодан с миллионами, и они как-то стесняясь выходят из купе, как-то неудобно. Постепенно возникло такое отношение, что бизнес – это жажда наживы, что-то ужасное и прочее. Я думаю, зря стали употреблять это слово. Лучше бы говорили «предпринимательство», и было бы спокойнее. Но теперь уже ничего не поделаешь.

Пока что, по моему внутреннему ощущению, сама власть, состоящая в основном из советских людей, не очень как-то так нежно относится к бизнесу, и я не могу сказать, что делаются особые усилия, чтобы способствовать развитию бизнеса. Принимает одно решение – и сразу же другое, которое этому мешает.

Совершенно ясно, что бизнес должен сыграть решающую роль в том, как люди будут жить в России, главным образом материально, но и не только. Но пока что это не так. И пока что, когда многие живут бедно, вот это вот «Ага, богачи…» очень мешает.

Я уж не говорю о так называемых олигархах, которых нет. Все-таки олигарх – это человек, который имеет власть. А у них никакой власти нет. Но это тоже, с точки зрения народа, очень несправедливо. Они за бесценок получили колоссальные богатства, которые не они создали.

Поэтому опять-таки это вопрос времени, мне кажется. Когда постепенно это будут рассматривать как норму. Сегодня, когда опрашивают молодежь, кем ты хочешь стать, ведь большинство не говорит, что я хочу быть бизнесменом. Говорят, я хочу быть юристом, я хочу быть чиновником… это довольно плохо. Так мне кажется.