Владимир Познер: «С моей точки зрения, приоритет – это школьное образование и здравоохранение»

– Меня зовут Муслим. Я доктор. Приятно слышать, что вы интересуетесь темой медицины. Но могу со своей стороны сказать, что наше государство многое делает. И вы знаете, что огромное количество препаратов закупаются для лечения. На мой взгляд, существует целая концепция и подход, когда за последние 5 лет системой здравоохранения сделан ряд шагов и в общественном здоровье, и в плане лечения, и в плане реновации, и технологии медицины.

Я бы хотел узнать ваше мнение. Вы говорите о том, что недостаточно РПЦ уделяет внимания, и против того, чтобы какие-то стороны по ВИЧ-инфекции были озвучены. Как вы считаете, что должно сделать министерство здравоохранения и в целом в совокупности общество для того, чтобы жители нашей страны стали здоровей?

Владимир Познер: Я не сказал, что РПЦ не делает, я сказал, что РПЦ выступает против так называемого полового воспитания, выступает против того, чтобы употреблять слово «презерватив» с экранов телевидения, например. Ну, и много чего другого.

Вы мне задали такой вопрос, знаете ли, глобальный. Я не думаю, что вообще есть страна, где этот вопрос решен идеально. Как сделать так, чтобы здравоохранение было таким, чтобы всем было хорошо? Поэтому у меня нет ответа.

Я думаю, что особое внимание нужно уделять тому, как готовят врачей. Уровень этих врачей. И второе, уровень медсестер.

Я не знаю, насколько вы знакомы, но в целом ряде стран медсестра – это высочайшая профессия. И она получает очень хорошие деньги. И в этих странах нету понятия няни, няньки. Такого нет. Там парамедицинский персонал чрезвычайно высокообразован. Я думаю, это было бы полезно.

Конечно, это вопрос денег. И это вопрос приоритетов государства. Вот что правительство считает приоритетным? С моей точки зрения, приоритет – это образование, причем школьное, и здравоохранение. Я считаю, что это более важный приоритет, например, чем оборона. Другие скажут, что нет. На мой взгляд, выделяют слишком мало денег на это. Я думаю, что следовало бы увеличить это. Вопрос о том, платное или не платное, это сложный вопрос.

Вы знаете при Советском Союзе все было бесплатное. Как бы мы не платили. Но там надо было дарить конфеты или коньяк или еще что-то. Но все-таки деньги не играли существенной роли в этой сфере. Ни в образовании школьном, ни в здравоохранении. Играли, но несущественно. И тогда, видимо, люди решили, что раз бесплатно – значит плохо. Вот надо, чтобы было и платно, и тогда будет хорошо. Но это необязательно так. Не говоря о том, что это же элементарное право человека – иметь доступ к образованию. И этот доступ не должен зависеть от того, сколько папа с мамой зарабатывают. И то, что у нас ввели определенное количество платных школ, я не считаю, что это хорошо.

Я в этом смысле поклонник Франции, где вообще нет платного образования, кроме религиозного. Есть религиозные школы. Ну и не только. И то же самое медицинское обслуживание.

Это элементарные и базисные права человека. И почему я, зарабатывая столько, сколько я зарабатываю, могу поехать лечиться за рубеж, могу там то-то то-то. А вы, которые зарабатываете в 10 раз меньше, не можете и получаете менее качественное, только потому, что вы меньше зарабатываете или ваши папа с мамой меньше зарабатывают. Я считаю, что это неправильно. Я знаю, что многие со мной не согласятся и так далее. Но тем не менее, это мое убеждение.