Владимир Познер: «Я пришел к атеизму, то есть к тому, что бога нет, не сразу»

– Уважаемый Владимир Владимирович! Знаю, что Вы – атеист, я и сам не шибко верующий, но в моменты, когда тяжело заболел или нездоровится кому-то из близких, а также в момент опасности, волей-неволей начинаешь молиться. Умом понимаешь, что это нерационально, но иногда просто ничего другого не остается.

Как Вы могли бы объяснить сей феномен? Как Вам удается справляться с тяжелыми жизненными ситуациями, не прибегая к религии? Заранее благодарен за ответ. Владимир
 
Владимир Познер: Уважаемый Владимир, это совсем не простой вопрос, и я не уверен, что могу ответить на него; но попробую.

Самая простая часть относится ко мне: я пришел к атеизму, то есть к тому, что бога нет, не сразу, это был довольно долгий процесс, порой довольно тяжелый. Но даже тогда, когда я абсолютно точно для себя пришел к выводу, что бога нет, не прошло желание в тяжелых ситуациях встать на колени и молиться. Я этого не делал никогда, но ловил себя на этом желании.

Думаю, это потому, что религия внедрила в нас веру в чудо – причем именно христианство, потому что есть религии, в которой ничего подобного нет, например, буддизм.

Понимаете, это же потрясающая идея: если будешь верить, если будешь послушным, то бог поможет тебе, потому что все, абсолютно все зависит от него. Это надежда, и это сидит в нас.

Поэтому, на мой взгляд, этот позыв вполне объясним и понятен. Человеку от этого становится легче.