— Условное поколение «X» и младше гораздо более зависимы от технологий. Вы видите эту разницу между поколениями, о которой все говорят? В чем она для вас заключается?
Владимир Познер: Я очень осторожен в этом вопросе, потому что знаю точно: когда люди определенного возраста начинают критиковать молодежь, это признак возраста. Еще Аристотель 2000 лет назад говорил о молодежи своей древнегреческой, что она такова, что, видимо, миру недолго осталось существовать. Думаю, здесь надо быть очень аккуратным. Действительно, каждое поколение отличается от предыдущего. Возможно, бурное развитие новых технологий сильнее подчеркивает эту разницу. То, что молодые люди более зависимы от этих технологий, очевидно. Более того, если их лишить смартфона, то начинается почти что паника, истерика. В этом, конечно, ничего хорошего нет. Я пользуюсь телефоном и пользуюсь компьютером, но они для меня выполняют совершенно определенные функции. Я отвечаю на письма, например. И то я это не очень люблю, я предпочитаю писать подробно от руки.
Есть еще одна сторона — это доступность информации. То, что легко получить, как правило, мало чего стоит. Я могу получить информацию, погуглив. Например, заинтересовавшись, что такое либерализм, я набираю «либерализм», и мне «Википедия» выдает одну страничку, и я в порядке, теперь я знаю, что такое либерализм. На самом же деле я ничего не знаю. Если взять энциклопедию «Британника», то к слову «либерализм» там будет примерно шесть больших страниц мелкого текста. И это только для начала, чтобы понять общий смысл. А так надо читать основателя современного либерализма Джона Локка и другие труды. Я боюсь очень, что вот эта доступность информации, когда для ее добычи тебе не надо прикладывать никаких усилий и ты этим удовлетворяешься, приводит к очень поверхностным представлениям обо всем. И, кстати говоря, к совершенно одинаковым, потому что все лезут на одну и ту же страницу «Википедии».
Я считаю, что это очень опасно. С этим связан и глобализм, который, по сути своей, вовсе не стремление к интеграции людей, а жажда заработать. Стремление сделать, например, чехол для очков не в Америке, заплатив рабочему 15 долларов в час, а в Китае за 25 центов в час и продавать в Америке в разы дороже.
Когда я был совсем маленьким пацаном и жил в Нью-Йорке, я играл в такую игру по дороге в школу: я все машины, припаркованные на моей стороне улицы, считал по маркам (Chevrolet, Ford, Mercury, Buick и так далее) — и какая марка наберет больше очков. Я издали мог сказать, где машина какой марки: они были разными. А сегодня я не смог бы этого сделать: нужно подойти, посмотреть, что написано, потому что они все стали похожи.
Лично я ужасно боюсь этих стремлений подогнать людей под единые параметры, чтобы все стриглись одинаково и вот это все. Потому что если я что-то ценю, так это прежде всего индивидуальность.