– Владимир Владимирович, у нас очень большая страна, и если говорить о ее развитии с европейской точки зрения, то если даже взять два региона, например, Мурманскую область и Северный Кавказ – это абсолютно два разных региона, где абсолютно разное развитие.
Мурманская область похожа чем-то на Скандинавские страны по менталитету, менталитет севера. Наш юг очень сильно похож по менталитету на итальянцев или испанцев.
И как можно в этом случае говорить о развитии России с таким разным количеством менталитетов внутри страны и как можно говорить о развитии с европейской точки зрения?
Владимир Познер: Я не знаю, насколько у вас есть право рассуждать о менталитете людей, живущих в Мурманске или на Северном Кавказе. Если вы их хорошо знаете, то, по-видимому, у вас право такое есть. Однако если вы думаете, что менталитет, условно, чеченца похож на менталитет испанца, то вы заблуждаетесь – это не так.
Есть некоторые общие представления о том, как человек должен жить, они опять-таки выражены в библии, в частности, но не только, они широко развиты в европейской литературе. И в независимости от того, где люди живут в Европе, эти представления принимаются как нечто, что мы все разделяем. Хотя «я португалец» совсем отличаюсь от шведа, но в этом – мы одинаковы, это мы признаем.
И я не вижу принципиально, почему в этом смысле жители района Мурманска или жители Махачкалы не могут разделить эти же взгляды. При этом частные вещи будут разные, отношение к женщине – будет разное, то, как едят – будет разным, но вот эти принципиально важные вещи – будут одинаковыми. Это не барьер, так мне кажется.