Владимир Познер о беспилотных автомобилях и характере водителей

– Сейчас идет активное обсуждение беспилотных автомобилей, уже в каждом автосалоне компании представляют свои беспилотные технологии. Мир одной ногой уже в той сфере, когда людям просто не надо будет получать права, можно будет садиться в машину и она тебя куда-то везет. Сейчас, по-моему, решается только юридический вопрос – кто будет за это все отвечать. Ваше мнение, на сколько такое будущее интересно?

– Я думаю, что это неизбежно и я счастлив, что у меня этого не будет, потому что я люблю – водить машину. Я люблю чувствовать, что управляю ей. Помню, еще в Германии, у меня был Opel 1938 года, мне дали его: с огромным рулем, тормозить надо так, что действительно нужно применять силу, и ты – управляешь машиной. Это очень приятно.

Они, безусловно, сделают эту машину, которая на 99,99% видит все вокруг и поэтому довольно-таки безопасна, в этом смысле «сильнее» человека. Там не будет руля, наверное там можно будет набрать адрес и машина по нему поедет, все это так, но я не могу сказать, что мне это нравится. Хотя, судя по всему, это и есть будущее.

– Вы сняли несколько документальных фильмов про разные страны и прожили довольно продолжительное время в некоторых из них. Насколько можно воспринимать страну, город через автомобильное движение?

– Машина дает удивительные возможности. Во-первых, вы чувствуете лучше людей. Скажем немцы за рулем очень агрессивны; так – нет, а вот за рулем… Итальянцы совсем другие. Например, итальянского мужчину обгонять не надо, он это считает оскорблением его мужества, надо это просто иметь в виду. Скажем, англичанин, наоборот, чрезвычайно любезен, даже покажет вам «пожалуйста, объезжайте». Французы – очень противные за рулем, начинают сразу ругаться.

Так что характер выявляется, с одной стороны, а с другой стороны, все-таки машина дает возможность проехать в самые разные места и город можно узнать именно на машине: куда-то приехали, прошли пешком, посмотрели… И в этом смысле автомобиль дает гораздо больше возможностей, чем любой другой транспорт в городе. Но, конечно, я считаю, что в городе надо обязательно ходить, город все-таки требует этого тоже.