— У нас сегодня есть партийная политическая система, которая есть. Есть парламент, который представлен четырьмя парламентскими партиями. Есть «Единая Россия», которая имеет конституционное большинство, и такие партии эскорта, которые обрамляют ту систему, которая есть.
На самом деле наверное понятно, что «Единая Россия» – это партия административного ресурса, так сказать.
Вопрос следующий: вот если эту систему не трогать, вот как она есть. И мы приходим к 21-му году, когда у нас будут выборы в Государственную думу. Как вы считаете, что будет? Насколько это будет отражать интересы граждан России? Как они будут голосовать? И будет ли у них возможность выбрать тех парламентариев, которые будут отражать их интересы, или, может быть, что-то надо сделать?
Владимир Познер: Послушайте, я уже который раз говорю, меня не надо спрашивать, что будет в 21-м году. Скорее всего, меня не будет. Откуда я знаю, что будет? Никто не знает. Те, которые говорят, что они знают, они просто болтают. Вот эти люди, говорящие: вот через 50 лет… вызывают у меня просто смех, если у меня хорошее настроение. Потому что ну на самом деле мы не знаем. Я представления не имею.
Я только знаю, что вот, скажем, в этом году, когда были выборы, последние выборы в Государственную думу, то из тех, кто мог голосовать реально, проголосовало 48%, а 52% вообще не голосовали.
А почему они не голосовали? Значит, обычно отвечают: это бесполезно, какой там смысл? Все равно ничто не изменится. Такое убеждение есть. На самом деле лень, воскресенье, на даче, лучше я высплюсь. Полное безразличие на самом деле к тому, что происходит в стране.
Нет гражданского отношения. Нету. Потому что гражданин – это другое совсем. Я говорю, когда встречаюсь с людьми: представьте себе, что 52% это просто ради смеха, что 52%, которые не проголосовали, на самом деле пришли бы и проголосовали условно за партию «Яблоко». И в Государственной думе большинство были бы яблочниками. Вы представляете, как бы изменилась страна?
Так что вы не голосуете? Ну попробуйте проголосовать. Посмотрите, что получится. Может, что-то и получится? А если нет, тогда что жалуетесь? Ну, если вы не участвуете, ну тогда чего?
Что будет к 21-му году? Что-то в головах изменится у людей? Они по-другому начнут действовать? Они станут активно вмешиваться? Не в смысле выходить на улицу с плакатами, а просто пользоваться тем, чем можно. А кое-чем можно, как мы видим. Не знаю. Просто не знаю. Надеюсь, но не могу сказать.