– Меньше в федеральных СМИ, больше в интернете обсуждался пакет ноябрьских санкций, после введения которых нас должен ждать кризис, и говорят, что более серьезный, чем был четыре года тому назад.
Хотелось бы понять, потому что сейчас говорят, что этот пакет отсрочили на три месяца, то есть в феврале он все-таки будет полностью введен. И потом разговоры такие, что чуть ли не закрытая экономика вернется в страну и вообще не будет свободного обращения валюты.
Поделитесь, пожалуйста, своим мнением по этому поводу.
Владимир Познер: Я вам скажу так. Все, кто об этом говорят, они же ведь ничего не знают, это каждый высказывает свое мнение опять-таки, каждый хочет показаться умным. А у нас в основном, чтобы показаться умным, надо предсказывать, что будет плохо. Кто предсказывает, что будет хорошо, – этот человек явно чего-то не понимает или он куплен и поэтому так говорит. Это данность такая в нашей стране, она имеет свои исторические корни, конечно, но это так.
Тот факт, что в в этом году санкций не будет, – это уже более или менее ясно, Конгресс не успеет. Будут ли они принимать какие-то санкции? Скорее всего – да, но никто не знает, что будет до февраля, может быть миллион разных вещей, могут быть изменения абсолютно неожиданные, может быть ухудшение ситуации, может быть улучшение ситуации.
Вообще у меня есть другой вопрос, а для чего санкции, смысл санкций в чем? Что произойдет в результате этих санкций? Ну вот ряд людей не могут поехать в Америку, деньги ряда очень богатых людей заморожены, ну хорошо, а дальше то что? Ну на какие-то гостиницы в Крыму наложены санкции, ну да, хорошо, а что еще? Есть серьезные вещи, например невозможно получить кредиты, которые очень нужны, чтобы покупать оборудование для развития нашей экономики – это более серьезные вещи, правда.
Ну а в конечном итоге? Все эти санкции применены по определенным причинам, и чтобы они сняли санкции, как они говорят «вы должны сделать это, это и это», вот смысл санкций. Если разобрать все, что мы должны делать, – это значит, надо поменять всю нашу политику. Это уже не Донбасс, это не Крым, это гораздо больше, и по сути дела нужно сменить режим, должен уйти Путин. Вот смысл этих санкций.
Этого не будет? Этого не будет! Но американцы этого не понимают, я вам говорю совершенно искренне. В Европе это лучше понимают, но пока что Европа – это такой «пудель», который ходит за американским хозяином, я говорю грубую вещь, но это правда. Нет самостоятельной, своей политики в отношении России; что говорит Америка, то делает Европа, и никто не говорит «нет». Отсутствие политики, можно сказать, а не просто согласие.
Хотя Макрон начинает немножко по этому поводу возражать. Недавно он же сказал «Мы не вассалы Америки», это вообще довольно резко. Первый раз за долгое время кто-то сказал такое – и Трампу это дико не нравится, конечно.
Поэтому я бы не стал пугать людей, я бы сказал – «посмотрим». Будут санкции? Возможно. Какие? Мы не знаем. И не надо заранее говорить, что это будет бог знает что и так далее. Люди, которые так говорят, они безответственны, они болтуны. Не говоря о том, что у нас, к сожалению, американистов хороших очень мало осталось.