Владимир Познер о феминитивах и действительно важных проблемах

Татьяна Воронцова: Регулярно в соцсетях споры на тему феминитивов – это слова женского рода, которые обозначают профессию или род деятельности. И вот в наше время действительно женщины все больше власти получают, занимают должности, становятся директорами, политиками и не всем понятно, как их надо называть.

Вот совсем недавно очередные горячие споры были по этому поводу, когда в сети был опубликован материал, как не прослыть сексистом, и было употреблено слово «авторка», что имело абсолютно взрывной эффект. Очень много было споров по этому поводу: одни вспоминают, что в начале двадцатого века все падали в обморок от слова «студентка», но ничего, как-то пережили, что медбрат образовался от медсестры, когда в эту профессию пришли мужчины.

То есть под мужчин мы можем немножечко менять слова, а под женщин нет. Но с другой стороны действительно бывает так, когда ты пытаешься назвать женщину депутата – депутаткой или тренера – тренершей, тот тут получается некий контекст иронический. Вот все-таки вы к какому лагерю относитесь?

Владимир Познер: Я вообще к лагерям не отношусь и это у меня принцип такой. Теперь смотрите, я полагаю, что если по этому поводу идут горячие споры, то значит у людей много свободного времени, им нечего делать и они нашли о чем говорить.

Я полагаю, что нужно исходить из здравого смысла. Вот скажем в Америке, я просто как пример привожу, когда-то было слово actor и actress, то есть актер и актриса, теперь нет актрисы, есть только actor. Вот это и есть результат такой деятельности, о которой вы говорите. Мне это кажется довольно странным, потому что слово зародилось когда-то и кажется естественным, что его не надо менять в зависимости о того, кто является представителем. Например – врач. Врач есть врач, журналист есть журналист, совершенно не важно, мужчина это или женщина. Я не вижу здесь проблем никаких, я не рассматриваю это как сексизм.

Татьяна Воронцова: Девчонки, которые выступают за феминитивы, они говорят, что это и есть часть борьбы за равные права. С другой стороны, их оппоненты говорят, что есть кое-что и поважнее, например равные зарплаты, доступ к труду…

Владимир Познер: Вот именно что есть другие вопросы, которые у нас замалчивают. Например то, что в Америке родилось не так давно – харассмент, у нас это называется домогательства, вот у нас об этом не говорят. У нас очень серьезные проблемы, у нас ежегодно от домашних побоев погибают десять тысяч женщин. Вот это вот проблемы, об этом надо говорить.

А насчет того, как надо называть профессию, об этом, конечно, можно поговорить, но это не главное.

Татьяна Воронцова: Ну и потом не надо забывать, что язык прекрасно регулирует сам себя, поскольку он является «живым организмом», и слова, которые не нужны, они отсеиваются самостоятельно.

Владимир Познер: Вы абсолютно правы. А потом, слушайте, тогда может быть надо переименовывать органы тела? Почему нос – мужского рода, сердце – среднего, а рука – женского рода. Тут уже переборы могут быть.

Татьяна Воронцова: Дадим языку развиваться самостоятельно. Спасибо вам большое.

Владимир Познер: Пожалуйста.