— Довольно большую часть нашего общества волнуют отношения с Америкой. А я специалист по Скандинавии, синхронный переводчик с датского языка, поэтому соответственно мой вопрос будет о Скандинавии.
Мы с супругом заканчиваем ремонт, и у нас возникает вопрос – откуда у скандинавов такое просто безупречнейшее чувство стиля во всем, начиная от простых досок и заканчивая сложными дизайнерскими изысками.
Хотелось бы у вас поинтересоваться по поводу этого вопроса, потому что, как вы справедливо заметили, у скандинавов есть желание быть середнячком, не высовываться и действительно вести себя скромнее. Тогда чем же объясняется их исторический путь, там ведь ведущие архитекторы, дизайнеры, ведущие производители мебели. Они задают стандарт. Взять хоть ИКЕА всеми любимую.
Владимир Познер: К большому счастью, я не могу ответить на этот вопрос. Так же как я не могу ответить на вопрос о том, почему русские создали такую литературу. Ну почему? Почему такая невероятная литература? Почему англичане создали такую литературу? Почему французы создали такую живопись? Слава богу, никто не знает. Почему у итальянцев такое невероятное понимание стиля, дизайнеры автомобилей, одежды и так далее – только итальянцы? Почему тот или иной народ наделен тем или иным талантом? Никто этого не знает и никто знать не будет никогда. Слава богу, никакой искусственный интеллект этого не объяснит.
Объясняют так, что это всевышний. Но поскольку я атеист, то меня этот ответ не устраивает, совершенно.
Не знаю, почему. Вот у скандинавов – вот это, да. Потрясающе! Откуда это взялось – да черт его знает. Ну, умение работать с деревом – понятно: там очень много дерева. Но я знаю еще места, где очень много дерева, а толку – чуть. Поэтому это тайна – и слава богу. Я очень люблю просто думать иногда, что есть тайны.
Завтра я улетаю, я сегодня собирался. Я очень люблю винил. У меня очень-очень большая коллекция. Я начал собирать винил, когда мне было очень мало лет еще. Очень хорошо знаю джаз, и пацаном в Америке я собирал это все. И не только джаз люблю. Так вот когда я собирался, я поставил – у меня очень хорошая аппаратура, очень дорогая – я слушал Гленна Гульда – вариации Баха. Понимаете, это просто не поддается никакому описанию. Ну вот нет слов, чтобы это описать.
Вот откуда у немцев это? Бах, Бетховен, Брамс, да еще какой-то Гульд – канадец – вот так вот играет. Почему? Да не почему. Потому. Вот это тот случай, когда можно сказать – а потому.
И не переживайте по этому поводу, примите за данность – это так, и слава тебе господи, можно только радоваться.