Владимир Познер: «В каком-то смысле, наш день благодарения – это 9 мая»

— 4 ноября мы будем отмечать День народного единства. Сейчас готовится новая редакция Концепции национальной политики РФ, звучат предложения признать в этом документе русский народ в качестве «системообразующего ядра» нашего государства. Такое признание поможет национальному сплочению?

— Я очень сильно сомневаюсь. Россия – многонациональная страна. Америка, кстати, тоже многонациональная. Но там все приехали откуда-то. Там нет коренного американского населения, которое было бы «системообразующим». У нас – другое.

Наша многонациональность сложилась в результате имперского расширения. У нас все этнические группы всегда жили здесь, на своей земле. И это ощущение своего этнического начала, оно есть у всех. Они не считают себя русскими, они считают себя татарами, удмуртами, ингушами и т.д. У каждого свой язык, своя культура. Да, при этом каждый скажет, что он – россиянин. Но это такое не очень понятное слово, которое просто указывает, что человек живет в России.

Так что в американском смысле национального единства у нас нет и, наверное, быть не может. Если бы главным было подчеркивание именно гражданской, а не этнической принадлежности – это было бы другое дело. Но тогда зачем выделять русских как какой-то особый народ?

— Что нас в первую очередь объединяет – общее прошлое, общие ценности? И что нам мешает быть цельным народом – неравенство, материальное расслоение?

— Неравенство существует и в Америке. Но оно никак не влияет на ощущение принадлежности к единой нации. Оно может вызывать ощущение недовольства, да. Но это все-таки разные вещи… Как сделать так, чтобы все граждане России чувствовали себя одним народом? Это попытались сделать в СССР. И кое-каких успехов добились. Но сегодня такая задача и не стоит, я её, во всяком случае, не слышу. Очень многие воспринимают этот день просто как замену 7 ноября – даты, которая политически нам больше не подходит.

Скажем, у американцев есть День благодарения. Это их главный праздник. Это день, когда по всей стране – вне зависимости от расы, религии, достатка – собираются семьями и вспоминают, как первые переселенцы вступили на американскую землю. И после года очень тяжелого существования, выдержав все трудности, они поблагодарили Бога за это.

В каком-то смысле, наш день благодарения – это 9 мая, день победы в страшной войне, когда вся страна сплотилась и выстояла. Потому что ковали Победу абсолютно все народы страны.

А изгнание поляков из Москвы в начале XVII века, при всем уважении к этому событию, не имеет никакого отношения к татарам, к ингушам и многим другим народам, населяющим Россию. Поэтому эмоционально этот праздник их никак не затрагивает. А эмоции в таких вещах должны играть первостепенную роль.