— Владимир Владимирович, у многих здесь впечатление, что в США сидят одни русофобы, которые бедному Трампу выкручивают руки, не дают ему «поладить с Путиным». А вы американцев какими увидели? Каким словом можно описать их отношение к нам сегодня?
— Одним словом описать его трудно – все-таки наши отношения довольно сложные, многослойные. Если все-таки одним словом – то, пожалуй, это слово «неприязнь». Или даже «боязнь». Но вот вы сказали о впечатлении, которое на нас производят американцы, а мы – на них. Очень мало тех, кто имеет возможность делать выводы на основе личных контактов с гражданами другой страны. В основном впечатление – и мы об американцах, и они о нас – получают из одного источника, из средств массовой информации. И СМИ несут огромную ответственность за то, что доносят порой искаженную информацию. Я хоть и атеист, но думаю, что многие журналисты будут за это гореть в аду.
А что касается моего главного впечатления от последней поездки, пожалуй, самое неожиданное для меня – это то, что сегодняшнее мнение о России разделяет подавляющее большинство американцев. Потому что основные средства массовой информации выступают там как одно, как программа «Время» в СССР. И это поразительно, потому что Америка-то как раз всегда гордилась тем, что у нее независимые от власти, независимые друг от друга СМИ, в которых можно найти самые разные взгляды. И это было действительно так. Но сегодня это уже не так. Сегодня основные средства массовой информации Соединенных Штатов не являются самостоятельными, постепенно их купили, поглотили крупные корпорации. А СМИ в корпорации рассматривается прежде всего с точки зрения прибыли и политики. Разумеется, есть неосновные, гораздо менее влиятельные СМИ. Там может даваться и другая информация. Но их читают или их смотрят очень немногие.
— Кто кого больше не понимает, мы американцев или они нас? И кто кого больше боится?
— Американцы боятся нас больше, чем мы их. Потому что нам вообще не свойственно бояться. И кроме того, нас меньше пугают. А американцев пугают. Они видят Россию как страну, которая стремится их захватить. Стремится им что-то навязать. И любые слова Путина, которые касаются какого-либо оружия, мгновенно истолковываются именно таким образом. И его последнее выступление на Валдайском форуме, про то, что мы попадем в рай в результате ядерной войны, а они просто сдохнут – были поданы именно так. Никто не услышал там никаких оговорок, что Россия никогда не нанесет ядерный удар первой, нет – услышали только это слово «сдохнут». И поэтому они боятся России гораздо больше, чем мы – Америки.
А вот по непониманию, я думаю, у нас паритет. Мы совершенно не понимаем Соединенные Штаты, плохо знаем эту страну. А они плохо знают Россию, нашу историю. Имеют почти карикатурное представление о том, что такое Россия.