О том, чем похожи Россия и США

Я только что вернулся из поездки – довольно долгой поездки по Соединенным Штатам Америки, где я выступал перед американскими студентами, но также и перед нашими бывшими гражданами, уехавшими в США и ныне там живущими. В общем, это было довольно интересно, особенно для меня, после самого выступления, когда были вопросы. Вот это было самое интересное, потому что от этих вопросов ты начинаешь лучше понимать, что люди думают, о чем они думают и каково их мнение.

Было много вопросов, но среди тех, которые повторялись довольно часто, был такой вопрос: «Есть ли цензура в России?». Ну, я ответил так, как я думаю, как я считаю. Я считаю, что цензуры, официальной, которая была в Советском Союзе, с существованием Главлита – цензора, ему надо было приносить материал, который предполагалось либо печатать, либо выдать в эфир, и он должен был этот материал утвердить – такой цензуры нет. Ее нет, она запрещена конституцией.

Однако в тех средствах массовой информации, которые либо напрямую, либо опосредованно, контролируются или управляются государством, – есть контроль, и довольно жесткий, особенно в том, что касается политики. И это приводит к тому, что в таких средствах массовой информации в основном одна точка зрения.

Например, если попытаться найти в этих СМИ что-нибудь позитивное об Америке, – это будет очень трудно. Ну, продолжаю, что с другой стороны, попробуйте вы найти в американских средствах массовой информации, но только в главных, разумеется, что-нибудь позитивное о России. Я пробовал и не нашел.

И я пришел к выводу, что вот этот контроль, который у нас государственный, а там – корпоративный (потому что там нет государственных СМИ), – в общем, приводят к одному и тому же: все эти средства массовой информации по некоторым вопросам говорят одно и то же.
Есть ли СМИ, которые не так говорят? Да, конечно. И у нас они есть, и даже оппозиционные СМИ, которые говорят совсем по-другому, но и в Соединенных Штатах есть такие. Однако они не главные, они как бы сбоку и выходят на гораздо меньшую аудиторию.

Так что вот такая любопытная вещь.

И я делаю вывод, странный довольно, что и у нас, и в США в этом вопросе все очень похоже.

Удачи вам.