Владимир Познер: «Вы надеетесь, что народ, который живет хуже, восстанет. Этого не будет»

В интервью Екатерине Котрикадзе на телеканале RTVI, Владимир Познер поделился своим мнением о том, как Россия изменилась за последние пять лет и почему американские санкции вряд ли приведут к ожидаемым результатам

— Владимир Владимирович, вы довольно часто приезжаете в Соединенные Штаты и у вас творческие вечера, вы отвечаете на вопросы местной русскоязычной публики, так называемой «русской улицы». И наверняка вас спрашивают: как там в России? Что вы отвечаете? В общем и целом, если можно описать, хуже стало или лучше?

— По сравнению с каким временем?

— Например, с периодом пять лет назад?

— Экономически стало хуже. Санкции, принятые против России, ударили ведь не по Путину и не по олигархам. Они ударили по рядовым людям, которые живут сегодня хуже, чем пять лет тому назад. Очевидно, есть надежда, что эти люди, будучи недовольными, восстанут против Путина. Это довольно глупое предположение, но я знаю точно, что такой расчет есть. И это самое, наверное, трудное, кроме того…

— То есть, это ошибка, по-вашему мнению?

— Это ошибка, да. И кроме того русским, ну, россиянам, стали так говорить, стало труднее выезжать за пределы России. Не из-за российских властей, потому что никакая виза со стороны русских властей никому не нужна. Нужна виза от той стороны, куда люди хотят ехать. В частности, это США и так далее. И стало гораздо труднее получать эту визу. Это плохо. Потому что мое убеждение такое: чем больше россиян будут ездить по миру, в Европу, США, Японию, тем больше они увидят. Они смогут больше для себя решать, что нравится, а что не нравится, а как бы сделали у нас. А вот это вот «секание» это тоже неумная политика, и я надеюсь, что все-таки в какой-то момент одумаются и поймут.

— А что же делать? Я тоже задаю разным политологам американским вопрос: «Слушайте, ваши санкции делают несчастливыми рядовых россиян. Зачем?» Они говорят: «А мы ничего умнее не придумали». Так это работает. Так работает эта система против Северной Кореи, против Ирана. Россия совершила ошибки там, там и там. Например, в Крыму, в Донбассе и так далее. Как они должны были бы ответить на ваш взгляд?

— Значит, во-первых, вопрос, совершила ли Россия ошибку или не совершила, это очень важный вопрос. К сожалению, у нас нет времени это обсуждать. Но если вы хотите принимать какие-то меры, вы должны их принимать, понимая какой вы хотите результат. Если вы это принимаете, потому что вы думаете, что вдруг Путин извинится и скажет: «Все, мы виноваты. Мы уходим из Украины, мы возвращаем Крым». То, если вы так думаете, то вы, извините за слово, идиоты.

Если вы хотите сменить режим в России. Вы надеетесь, что народ, который живет хуже, восстанет. Этого не будет. Потому что русские, чем труднее, тем они становятся более сплоченными. Особенно, когда они считают, что это несправедливо, то, что к ним применяют. И что эти американцы хотят разрушить их, тогда они становятся, так сказать, объединенными и сильными. Вообще, это странная черта, но чем лучше в жизни, тем русские слабее, а чем хуже, тем они сильнее.

— А с точки зрения свобод? Вот вы говорите, хуже стало с экономической точки зрения, а с точки зрения свобод?

— Примерно тоже самое, что было пять лет тому назад. Безусловно, за время Путина, начиная с его прихода к власти в 2000 году и до сегодняшнего дня, вот эта вертикаль власти, безусловно, остановила, на мой взгляд, движение в сторону демократии и ограничила определенные свободы. Это бесспорно.