– Как по-вашему, какие моменты можно улучшить для того, чтобы повысить качество образования в медицинских вузах России?
Владимир Познер: Понимаете, я же совсем не специалист в этом вопросе. Я не знаю, какое качество обучения в наших медицинских вузах. Оно низкое? Оно плохое? Оно не соответствует? Я не знаю этого и я ничего не могу сказать по этому поводу.
Я знаю, что если вы, например, не владеете английским языком, если вы не читаете все то, что происходит в мире медицины, если вы не в курсе достижений – а все доступно – то это, конечно, минус.
Понимаете, обучение зависит от кадров, от профессуры. Какая у нас профессура? Я не знаю. Я ведь не учился в медицинском вузе и не хотел никогда быть врачом. Но могу сказать, что в связи с развалом Советского Союза, в связи с теми потрясениями, которые произошли, мы очень много потеряли, очень многие уехали, людям прожить было трудно, будучи врачом.
Я не знаю, видели вы фильм, который называется «Аритмия», но, по-моему, фильм замечательный, просто блестящий фильм. Ну вот вам скорая помощь: он – прекрасный врач, это видно, и она – медсестра. Но вот так люди работают, в этих обстоятельствах, в этих условиях. Как с них чего-то можно требовать? Это же абсолютно неприемлемо. И безграмотный народ, который ничего не понимает зачастую, и вот эти условия. Да еще и чиновники от медицины, которые принимают очень своеобразные законы.
Так что, конечно, в этом смысле я бы сказал, что у нас есть прекрасные врачи, но, на мой взгляд, у нас нет реальной системы национального здравоохранения. Это все буксует и плохо работает. Если еще в Москве, в Питере как-то более или менее, то в маленьких городах – это совсем плохо.