– Я знаю, что вы активно выступаете против «движения ВИЧ-диссидентства», и мне как врачу интересны ваши ответы на несколько вопросов.
Насколько этически допустимо медицинскому работнику оказывать помощь людям, если они ВИЧ-положительны?
Как вы думаете, каким образом можно изменить отношение к ВИЧ положительным людям в нашей стране, чтобы оно не было таким негативным?
Владимир Познер: Мне всегда казалось, что у врача есть одна стопроцентная обязанность – это помочь. Не важно, на поле боя это и даже, может быть, раненый враг, для врача это не должно иметь значения, а имеет значение только одно – спасти человеческую жизнь. Так я понимаю долг врача. И чем человек болен, ВИЧ или еще что-то, на мой взгляд, вообще не должно играть никакой роли.
Беда в том, что у нас вообще на эту тему не очень разговаривают. У нас – эпидемия, ВИЧ-инфекция продолжает развиваться, и мы об этом не говорим, и мы не занимаемся просвещением. Мы не объясняем людям, что это за заболевание, как предохраняться от этого заболевания, насколько оно опасно для окружающих больного человека людей, не объясняем, что делать, чтобы не заболеть. Мы в этом смысле какая-то очень отсталая страна.
Было время, когда я очень активно этим занимался. У нас даже была такая команда, которая ездила по стране и устраивала телевизионную программу, которая называлась «Время жить!». Она шла в прямом эфире, и мы приглашали туда разных людей, в том числе и представителей МВД, студентов и так далее, но мы приглашали и ВИЧ-больного человека. И во всех случаях, когда мы приглашали этого человека, он никогда не соглашался быть в программе без маски, без парика. Он снимал, например, кольца, по которым его можно было узнать, потому что опасался преследования, опасался, что его уволят с работы, что если у этого человека есть ребенок, то этого ребенка не будут пускать в школу, не будут пускать в бассейн с другими детьми.
То есть на самом деле – это варварское отношение и непонимание. А так как сегодня именно такое отношение, то никакого прогресса нет.
Иногда говорят, что человек, который заболевает ВИЧ – это такое наказание божье за «плохое поведение», потому что поначалу это были гомосексуалы и поначалу это были люди, которые употребляли наркотики. На сегодняшний день, это уже совсем не так. Сегодня это вполне гетерогенные семьи и отношения. Потому что кто-то один с кем-то когда-то переспал, получил ВИЧ и дальше это пошло. Рассматривать это как наказание… ну тогда и рак давайте рассматривать как наказание, а венерические заболевания – тем более.
Это такое лицемерие, которое очень характерно для нашего старшего поколения. Я надеюсь, что молодежь, представители совершенно другого поколения, по-другому к этому относятся. Потому что иначе – это катастрофа. И если даже они «заражены» этим отношением осуждения, которое есть у их отцов и наверняка у дедов, то это плохо для страны.
Поэтому, конечно, нужно заниматься широким просвещением людей.