— Вы некоторое время назад говорили про черту характера русского человека. Как гражданин Америки можете в двух словах сказать, что такое американский характер?
Владимир Познер: Ну, в двух словах, конечно, нет. Я действительно гражданин США, но если бы я просто был гражданином, то я бы ничего не мог сказать. Я знаю много бывших граждан нашей с вами страны, которые являются гражданами Америки, но не являются американцами ни в коей мере и вообще в американцах ничего не понимают. Но поскольку я там вырос и это в значительной степени моя страна, то какие-то представления об американском характере у меня есть.
Я бы сказал так. Во-первых, американец позитивен. В принципе, он позитивен. То есть если вот я вам предложу что-то сделать, вы, если вы русский человек, как правило ответите так: «Нет, но…». Дальше будете объяснять, почему нельзя. И даже если можно – вы начнете со слова «нет». Американец – наоборот. Он скажет «да» и будет искать, как сделать. То есть это позитивно. Второе. Он деловой. Он не рассуждает вообще, а абсолютно конкретно деловой человек. Он не сентиментален. У него нет вот этих взлетов и падений: восторг – депрессия. В этом смысле он гораздо более… Я говорю с общем. Он относительно ограничен. Его интересует от А до Н. От А до Ж. Но не более того. Дальше – не интересует.
Маленький пример. Мы снимаем фильм об Америке, 2006 год. Приезжаем в город Майами, штат Оклахома. Это не Майами штат Флорида, поверьте мне. Это такой городишко, где живут три с половиной человека. Подъезжаем заправляться. Подъезжает туда же грузовичок, сзади 6 человек, молодых людей, 20 с чем-то лет. Видят наши камеры – о, телевидение? Будете нас снимать? Мы увидим себя? – Нет, мы из Москвы, из России. – А-а, ну хорошо. Как будто в Майами, Оклахома, из России, из Москвы, приезжают каждый день. Ни-ка-ко-го интереса! Вообще! Боже упаси.
Но, с другой стороны, я всех спрашивал, во всех странах давал такой вопрос: завершите для меня следующее предложение. «Для меня быть – в данном случае – американцем – значит…». У всех есть довольно витиеватые ответы. Вот я спрашиваю молодого человека. «Для меня быть американцем – это лучше, чем быть мексиканцем», – это очень американский ответ. Это совершенно конкретно – да, лучше, чем быть мексиканцем. А там история и так далее – да боже упаси! В этом смысле это совсем другие люди.
Вместе с тем, необыкновенно гостеприимные. Необыкновенно приветливые. То есть вообще если вы поедете по Америке, будьте осторожны. Потому что вас пригласит человек домой, познакомит с десятью своими знакомыми, каждый из них вас пригласит домой, и вам придется есть и пить без конца. Это очень американская черта.
В общем, они симпатичные люди. Я говорю о самых простых. У них конечно есть высокая интеллигенция, но если говорить просто американец как таковой – это очень симпатичное явление. Просто очень. Они отважные, они хорошие друзья. Правда, слово «друг» по-русски имеет особое звучание. Вы знаете, если я скажу «это мой друг», я этим вам сообщаю важную информацию. В Америке – я вот с вами только что познакомился, и «вот это мой френд». Для них это совсем другое. И вообще они довольно поверхностны. Особенно не задумываются. Хотя – Фолкнер. Величайший писатель. Такое у них тоже есть.