— Мне до пенсии далеко, поэтому не буду про пенсию спрашивать. Вы затронули вопрос о производительности труда российского населения.
В этой связи очень интересно послушать, какими вы видите проблемы нашего высшего образования. Потому что одно – следствие другого. Образование – первопричина того, как люди работают всю остальную жизнь.
Владимир Познер: Я так не думаю. Я думаю, что система высшего образования – не учит работать, она дает специализацию. Но есть отношение к работе. Отношение к работе! Чувство ответственности за то, что ты делаешь.
Работа – это что? Вообще вы никогда не задумывались, что по-русски слово «работа» имеет в качестве корня слово «раб»? В отличие от труда. Слово «труд». Если это «рабство», тогда конечно кто же захочет? В советское время было такое выражение: «Они делают вид, что они нам платят – мы делаем вид, что мы работаем». Это на самом деле никакого отношения к высшему образованию не имеет, это имеет отношение к воспитанию.
Вот есть, например, у шведов такое слово «Дюктик». Я спрашиваю шведа – что такое «дюктик»? Он говорит: «дюктик» – это то, без чего мы не можем существовать. Ну хорошо, а что это значит? «Это значит, что ты делаешь свою работу как можно лучше, точнее и правильнее. Если ты не «дюктик», то ты не швед.
Так что при чем тут ВУЗы? Учит тебя общество, родители – и в школе конечно учат. Отношению к тому, что такое вот эта вот самая работа. И опять-таки с этим у нас конечно же проблемы.
И конечно во время советского периода, когда был лозунг «От каждого по возможностям, каждому по труду» – замечательный лозунг, но он же абсолютно не выполнялся.
Во-первых, не требовали от каждого по возможностям, и конечно же не платили каждому по труду. То есть выдвинули идею, а потом расписались в том, что эта идея – вранье. А как после этого работать? Работали конечно – люди влюбленные в свою работу. Но в общем и целом конечно нет.
В этом – проблема. А не в том, какое высшее образование.
Видеозапись: