— Скажите, когда проиграла сборная Германии, в интернете было много комментариев и шуток по поводу того, что немцам на этой земле сложно побеждать.
Как вы оцениваете юмор, который направлен в адрес жителей Германии сейчас, но все еще имеет контекст с теми людьми, которые жили в Германии тогда, руководили страной в те времена, в середине прошлого века.
И видите ли вы возможности и риски в образе текущей России, который так же может закрепиться там за рубежом, как образ нацистской Германии, который все еще держится.
Владимир Познер: Я совершенно не опасаюсь. Во-первых, то, что сотворила нацистская Германия, то, что она сотворила с миром, с собственной страной…
Как мне представляется, то, что делает Россия сегодня, ее геополитика, ее поведение – ну никак это нельзя сравнивать с нацистской Германией. Никакой параллели, на мой взгляд, между Путиным и Гитлером проводить нельзя. Я не вижу.
Я человек, живущий довольно давно, который очень хорошо помнит, кто такой Гитлер, и знает, кто такой Путин.
Сталин – да, Сталин в гораздо большей степени. Советский Союз – да. Но даже в самые тяжелые моменты холодной войны такого восприятия Советского Союза не было, так что я бы не стал беспокоиться.
Что касается юмора – юмор бывает безвкусный, всякий бывает. Я понимаю, что такая шутка может прийти в голову и что она многим нравится. Хотя если бы я возглавлял какое-то телевидение или радио и мой комментатор так сказал, я бы его вызвал и предупредил, что еще раз такое придумаешь – и больше работать не будешь, потому что в ней есть, на мой взгляд, что-то такое шовинистическое.
Другое дело, я это много раз говорил и не собираюсь скрывать, у меня есть свои предубеждения в отношении Германии и немцев. Именно потому что я военный ребенок и я все это помню. Это было при мне. Я помню оккупацию Парижа, я помню, как папа показывал мне те документальные ленты, которые немцы снимали в концлагерях. Они очень аккуратно все зафиксировали, потом это показывали на Нюрнбергском процессе, я все это помню и простить и забыть никогда не смогу.
Это моя проблема, это не проблема немцев, и поэтому когда Южная Корея обыграла, я был счастлив и не скрывал этого ни одной минуты. Я всегда болею против немцев, это известно. Но вместе с тем допускать такого рода выпады – это отсутствие вкуса. Ну, послушайте, вкус не у всех есть, я бы не стал преувеличивать значение это, ну да. Бывает.
Видеозапись: