— Здравствуйте, Владимир Владимирович. Я не русский и не православный, но я себя ассоциирую с Россией и у меня к Вам вопрос.
Вот Вы несколько раз высказывались о православии как о беде русского народа, о крепостном праве и Сталинском времени как о трагедии… Скажите, как должен был поступить князь Владимир вместо принятия православия, как должен был поступить Александр Невский, не пустивший крестоносцев на Русь, как должна была образоваться огромная территория Российского государства, которая, как известно, не завоевала, а скорее объединила земли и народы, в том числе и с помощью православной терпимости.
Значат ли Ваши высказывания, что славяне Русской равнины, предпочтя совсем другой путь развития, должны были стать совсем другим народом, с другой историей, с другим самосознанием и с другим государством?
Действительно ли Вы считаете, что то, что получилось, получилось плохо, и как у меня складывается впечатление, на Ваш взгляд, подлежит коррекции?
Быть может, малые народы как на территории Европы должны были развиваться малыми государствами?
Я глубоко уважаю Ваше мнение и прошу Вас озвучить главный вывод Ваших мыслей. Спасибо за внимание. С уважением, Гусман Зинатуллин.
Владимир Познер: У князя Владимира был выбор: православие, католицизм (и то, и другое – христианство) или ислам. Его выбор был сугубо деловым: в то время влияние Рима сильно упало, а влияние Константинополя (Византии) было значительным. Так что тут ясно было: выгоднее быть с Византией. Силен был и ислам, но его требования были, с точки зрения Владимира, неприемлемыми. Вот и все. То есть выбор православия был сугубо деловым и ничего не имел общего с какой-либо идеологией или с духовными соображениями.
С моей точки зрения, было бы много лучше для будущего России, если бы он выбрал католицизм. Александр Невский ни при чем: он жил в XIII веке, Владимир – в Х. Насчет того, что Российское государство не завоевало земли, это, конечно, милая сказочка, не более того, а на самом деле завоевывала мечом.
Сказать, что православие отличается терпимостью, значит совершенно не разбираться в этом вопросе. Ни христианство, ни ислам терпимостью не отличались и не отличаются – в отличие, например, от буддизма.
Ничего не подлежит коррекции, что случилось, то случилось, народ сформировался, его не переделать, я лишь высказал сожаление по этому поводу, поскольку считаю православие темной, реакционной, консервативной религией.
Никаких рассуждений с моей стороны не было и не последует на тему «должны были бы». Я лишь сравнивал страны протестантские, католические и православные, их уровень жизни, качество жизни, уровень свободы, уровень демократии, уровень гражданского самосознания, и указывал, что по всем этим параметрам протестантские страны были на первом месте, за ними следовали католические, а православные плелись в хвосте. По этому поводу я выражал сожаление.
Задать вопрос Владимиру Познеру