Владимир Познер: Это абсолютно советский взгляд на вещи

— А как вы думаете, Владимир Владимирович, то что наши люди ставят свободу слова, судя по опросам общественного мнения, на 25-е или 26-е место, среди вещей, которые для них является наибольшее важным, что их больше всего тревожит, что их больше всего интересует, что является для них приоритетным – это результат пропаганды, или это отражение тех настроений, которые всегда существовали в российском обществе и сохранились в российском обществе?

Владимир Познер: Скорее, второе, хотя, конечно, пропаганда имеет значение. Все-таки, скорее, второе. Потому что пропаганда и другие вещи выдвигала и выдвигает, которые не работают. А вот коммунистическая пропаганда, она вовсе не работает.

И потом, у меня был интересный разговор. На днях я для своей программы должен был записать… я не люблю записывать, я люблю прямой эфир и в основном у меня прямой эфир – один из немногих, у кого это еще есть, — но тут получилось так, что мне пришлось записать Эдика Лимонова. И я его специально спрашиваю: «Ну, как демократия в России, как вам кажется?»

Он интересную мысль высказал, он сказал: «У нас традиционно демократию заменяет жажда справедливости. Человек русский хочет справедливости, чтобы это было справедливо». И это точно, на мой взгляд, он сказал. Справедливость – это самые разные вещи. Это чтобы одинаковые деньги были у всех, чтобы ни у кого не было «Роллс-Ройса», если у меня его нет.

Я помню такой опыт. Мы его сделали много лет назад. Вот взять, скажем, тысячу американцев и тысячу советских и сказать: «Вот есть магазин. В этом магазине есть всё, но всё очень дорого, и поэтому вы купить это не можете. Как поступить с этим магазином?» Подавляющее число советских говорит: «Закрыть». Подавляющее большинство американцев говорят: «Нет-нет. Если я не смогу, то дети мои точно смогут».

Это очень характерная такая штука. И тоже к справедливости: Почему он может, а я не могу? А мысль, что я сумею – нет, этого нет.

Вспомните одну из моих любимых книг, скажем, «Золотого теленка», когда Остап сумел все-таки получить этот миллион и он в поезде, где он прямо любимец студентов, он такой остроумный красавец и всё, он показывает чемодан, открывает с этим миллионом — и они тихо-тихо как-то задом уходят… Потому что как деньги, вообще, вот в таком количестве?.. Это абсолютно советский взгляд на вещи. Это очень советское.

Эхо Москвы