Владимир Познер: Все-таки это прошлое, оно очень сильное

— Говоря о сегодняшней России, а как вы смотрите – откомментируйте – я даже не могу точно сформулировать вам вопрос… но мы все видим и переживаем, наверное, и в хорошем и в плохом, поскольку у нас мнения у всех разные – вот этот какой-то вдруг поворот назад России. Вот у всех ощущение: то ли в Советский Союз возвращаемся, то ли в царскую Россию, причем даже непонятно, куда возвращаемся, но возвращаемся к чему-то уже пережитому. Не объясняется ли это просто тем, что никто не хочет сформулировать или не хочет, куда то двигаться вперед? Поэтому путь назад – эта дорога более-менее известна, а путь вперед нам как-то неизвестен, и мы не знаем, по какому направлению идти.

Владимир Познер: В советское время, казалось бы, совершенно всё другое, не имеющее отношения к пути назад, и поначалу так было, а потом путь назад обозначился. Смотрите, как изменилась форма военная. Она стала царской: лампасы, золотые погоны… Хотя поначалу нет, и даже званий… никаких генералов, никаких офицеров. А потом это всё вернулось. Все-таки это прошлое, оно очень сильное. Оно изменилось, но оно не исчезло никуда.

Я не могу сказать, что я сегодня ощущаю возвращение в советское. Оно просто есть. Я это говорил много раз. Кто руководит страной? Какие люди руководят страной?

Советские люди. Это люди, которые родились в советское время, ходили в советскую школу, были пионерами, комсомольцами, членами партии. Они все — продукты общества, которого больше нет.

Все-таки это другое общество, особенно, когда мы говорим о людях молодых. Они принципиально другие люди. Они не лучше и не хуже, они просто другие.

Некоторое время тому назад меня пригласили, чтобы выступить перед молодежью. Там много было – 3 тысячи, что ли — огромное количество, причем в возрасте от 14 до 18. Я чего-то такое разговариваю, что-то рассказывал. И по ходу пьесы я говорю: «Я тогда был невыездным…» Ну, и дальше я чего-то говорю… И когда я закончил, я говорю: «Вопросы есть?» И какой-то пацан лет 15 тянет руку и говорит: «Что такое «невыездной»? Ну, для советского человека понятно. А вот как это «невыезедной»?

Все-таки это люди, которые в интернете, люди, которые смотрят американское и не только американское кино, читают любые книги. Для них понятия «спецхран» не существует. Это другие люди. Но не они управляют. А управляют те. И они не очень знают, как управлять.

Это не то что они не хотят идти вперед, но эти люди попали в совершенно новые обстоятельства. И они не очень понимают… Поэтому легче как-то попытаться использовать то, что они знают, и то, что для них было нормальным. Так я это вижу, по крайней мере. Это не то чтобы преднамеренное желание: давайте вот устроим советское общество. У меня нет такого ощущения.

Эхо Москвы