Об уровне понимания Западом, что такое Россия и кто такие русские

Сказать, что месяц был богат событиями, я не могу, но есть некоторые вещи, о которых я хотел бы вам сказать, потому что, на мой взгляд, они очень важные. И к сожалению, невеселые. Я вообще человек веселый, люблю рассказывать анекдоты и очень люблю смеяться, но в данном случае ничего такого не могу рассказать.

Прежде всего, я отталкиваюсь от моей поездки в Лондон, где я участвовал – нельзя сказать, что дебаты были, – но была такая встреча с публикой (публики было много, порядка тысячи человек в таком солидном здании). И собрались они, чтобы послушать дискуссию на тему: «Что хочет Россия?». То есть это была не дискуссионная тема – надо ли пускать Россию, надо ли нам общаться с Россией – в таких дискуссиях я уже участвовал. Это предполагает именно согласие или несогласие по классическому английскому дебату, где выдвигается тема или тезис – и дальше одна команда говорит «нет», другая команда говорит «да», – и потом голосуют. Это такие типичные оксфордские дебаты.

В данном случае это было совсем другое. Мне было сказано: «Мы хотим понять, что хочет Россия. Давайте поговорим, потому что мы не понимаем на самом деле, к чему Россия стремится». Конечно, как понимать здесь слово «Россия». Имеется в виду Путин, так сказать, власть, или имеется в виду – что хочет вообще обыкновенный, так называемый среднестатистический русский человек? Он-то к чему стремится? Конечно, я предполагал, что речь идет о власти.

У нас был ведущий, очень известный в Англии ведущий Би-би-си, человек лет 60-ти, типичный англичанин, остроумный, острый – и шесть человек участников: трое англичан: один – это бывший посол Великобритании в России во времена перестройки сэр Родерик Лайн, очень толковый, нельзя сказать, что антироссийский и антирусский человек; второй был такой Оуэн Метьюс, известный специалист (даже не ставлю в кавычках) по России, женат на русской, прекрасно говорит по-русски (например, если он пишет письмо, то заканчивает словами «до связи», то есть абсолютно современным русским языком владеет), не большой поклонник России тем не менее, особенно сегодняшней; и еще один англичанин, профессор, который работает в Праге и который только что выпустил книгу – толстую, красивую книгу под названием «Воры», это по поводу нас с вами. Не непосредственно нас с вами, но тех людей, которые управляют Россией.

Дискуссия «Что хочет Россия?»

И были еще три человека, которые так или иначе относились к России. Одному не дали визу. Англичане сейчас трудно дают визу, морочат голову очень сильно, а это была ведущая телевизионной компании Russia Today, которая не пользуется большим уважением в мире, но тем не менее ее пригласили. Она же не сама себя пригласила. Но ей вовремя не дали визу, она не смогла поехать, и ее заменили Александром Некрасовым. Когда-то Некрасов был советником Ельцина, довольно известным журналистом, ТАССовцем, который потом заведовал бюро ТАСС в Великобритании, в Лондоне, потом решил остаться. Он не сторонник Путина, но он противник нынешнего западного тренда, и его приглашают всюду выступать, потому что он режет правду-матку. Он грубоват, хамоват, я бы даже сказал, островат, и это нравится: вот, мол, есть такой русский, такой медведь, и вот посмотрите, как они разговаривают. Не на пользу, потому что он играет, сам, может быть, того не понимая (а он неглупый человек), но он усиливает образ того самого русского, который ныне существует на Западе.

Была Ксения Собчак как представитель, ну, и ваш покорный слуга.

Рассказывать подробности не буду. Продолжалось все полтора часа, закончилось овациями, всем очень понравилось.

Для меня самым поразительным был уровень незнания английской стороны. Понимаете, было время, когда в Америке, не только на Западе, когда изучение Советского Союза было очень важным делом. И были кремленологи тогда так называемые – люди, которые действительно очень много читали и много знали, очень многие из них говорили по-русски. Так же как такие у нас были американисты. То есть Арбатов (Георгий Аркадьевич — ред.) и другие – работали действительно квалифицированные люди.

С тех пор как Советского Союза не стало и с точки зрения Запада Россия перестала представлять интерес, в отличие от Китая, стало уже непрестижно заниматься Россией. И по сути дела очень мало осталось экспертов. Так же как и у нас – мало экспертов по Соединенным Штатам. И вот этот уровень представлений о том, что такое Россия и кто такие русские, лично меня привел в состояние трепета. Потому что когда видный якобы эксперт говорит, что наши последние санкции, которые ударили по вашим богатым людям, как мы считаем, приведут к тому, что эти богатые люди восстанут против Путина и уберут его… И это всерьез! Это же не какие-то шутки. И когда я стал по этому поводу смеяться, то это тоже вызвало растерянность.

Дискуссия «Что хочет Россия?»

Это первое – уровень непонимания – того, кто здесь живет, какие люди здесь живут и как реагируют на тот или иной, скажем, болезненный ход – что с этим происходит.

Видеозапись:

Из выступления Владимира Познера в «Жеральдин» (24.04.18)