В ноябре исполнилось 100 лет Октябрьской революции. Более четверти века прошло с распада СССР. О том, как меняется система ценностей россиян, «Деньги» попросили поразмышлять известного писателя и тележурналиста Владимира Познера.
— На ваш взгляд, меняется ли в России отношение к материальным ценностям, деньгам? Возвращаемся ли мы к стереотипам, утраченным 100 лет назад?
— Если мы сравниваем стереотипы сегодняшние со стереотипами советского времени, то отношение россиян к деньгам не просто меняется, оно изменилось. Я не готов давать характеристики, могу только сказать, что в наше время деньги играют совершенно иную роль, нежели в советское время, от них сегодня в значительной степени зависит благополучие человека. Отношение к деньгам стало совершенно другим, стремление иметь их стало гораздо более очевидным. И это логично, потому что в советское время деньги такой роли не играли — невозможно было купить квартиру или получить площадью больше, чем по нормам, при общем дефиците некоторые вещи вообще было трудно купить, деньги были, конечно, нужны, но они не играли той решающей роли, которую играют сегодня.
Хочу подчеркнуть: деньги не «приобретают», их зарабатывают. Конечно, добиваются этого по-разному. Большинство зарабатывает деньги честным трудом, но иногда их зарабатывают не совсем законными путями. Так обстоит дело во всем мире. Мне трудно понять, о каких стереотипах, существовавших до 1917 года, вы говорите, я тогда не жил. Если читать русскую литературу, то тоже не совсем понятно, о чем идет речь. Но для меня совершенно очевидно: в обществе, которое мы вежливо называем рыночным (а если говорить экономическими терминами, то капиталистическим), стремление к деньгам является основой, все зависит от бизнеса, следовательно, роль денег становится первостепенной, это характерно для всех подобных обществ без исключения. В этом смысле Россия — такая же страна, как остальные, только на капиталистический путь она вступила сравнительно недавно.
— В западной традиции, в частности в американской, считается нормой нести ответственность за деньги, считать каждый цент, экономить. Это принцип. В Советском Союзе, как вы заметили, деньги не играли определяющей роли. На ваш взгляд, появилось ли сегодня у россиян чувство уважения к богатым людям, стали ли они относиться к деньгам как к показателю успеха?
— Для ответа на этот вопрос нужно изучить опросы общественного мнения на эту тему, они наверняка существуют, но я их не знаю. Думаю, что в стране, где много бедных людей, отношение к богатым не положительное. Если посмотреть на страны с высоким уровнем жизни, где, по существу, нет бедных, тем более нищих, то в них отношение к богатым людям гораздо более спокойное, чем в странах с большим количеством очень бедных людей. В России процент бедных достаточно высок, кроме того, существует убеждение, не лишенное оснований, что богатство зачастую не заработано, а украдено. Сочетание этих двух факторов приводит к тому, что отношение к богатым, повторюсь, не самое положительное.
Но это отношение во многом эмоциональное. Дело в том, что отношение бедных к богатым во всем мире и всегда было примерно одинаковым. Бедные не любят богатых, завидуют богатым, сами хотели бы быть богатыми. Когда бедный в силу каких-то обстоятельств становится богатым, его отношение к богатым меняется. Так было испокон веков и везде, но я говорю еще раз: в странах, где даже те, кто не считаются высокооплачиваемыми, ведут вполне приемлемый образ жизни, чувство зависти по отношению к богатым не так сильно выражено.
— За миллиардера Дональда Трампа голосовал «ржавый пояс», голосовала пролетарская Америка, которая, как мы увидели, не испытывает к нему никакой «классовой ненависти». Такое стало возможным по причине, о которой вы говорите, то есть потому, что в США нет нищеты?
— Никакой «пролетарской Америки» давно уже нет, как и «ржавого пояса». Бывший «ржавый пояс» — это, например, такие города, как Кливленд, Детройт, которые сегодня на подъеме. За Трампа голосовала та Америка, которая считает себя обделенной, непонятой, эта Америка действительно небогатая, «серединная», однако за Хиллари Клинтон проголосовало на 3 млн больше американцев, чем за Трампа. И только благодаря очень своеобразной организации избирательного процесса в Америке выиграл Дональд Трамп. Поэтому не надо говорить, что он «кандидат бедных», он кандидат Республиканской партии, которая всегда была на стороне людей с достатком.
— Трудно ли, на ваш взгляд, воспитать уважение к деньгам у детей? Есть ли у вас собственные методы такого воспитания?
— Думаю, что это нетрудно, просто нужно, чтобы ребенок понимал: деньги не растут на кустах и деревьях, их надо зарабатывать и что труд — любой — достоин уважения. Кроме того, необходимо, чтобы ребенок понимал: деньги важны, но есть вещи и поважнее. Воспитание такого отношения в основном дело семьи.
— В таком случае что лично для вас является бесценным, не имеющим денежного эквивалента?
— Таких вещей много. Это любовь, порядочность, ум. Есть очень много вещей, которые не купишь. Ум не купишь, любовь не купишь, порядочность не купишь, отвагу не купишь. Это «моральные стандарты», которые выработало человечество за время своего существования, и они не поддаются денежному исчислению.