Разглядывая эту фотографию, я думаю: что, если не знать, что это был тот самый день, когда президент Кеннеди с его супругой полетели в Техас навстречу смерти? Его смерти. Вот если этого не знать? Просто фотография. Президент и его жена куда-то летят. Трудно так смотреть на это. Заставить себя подумать, что за этим ничего нет. Но мне интересно, если человек, который не знает этого, смотрит эту фотографию, он что-то почувствует? Или не почувствует? В фотографии таится что-то? Или не таится? Интересный для меня вопрос.
Эта фотография для меня имеет особое значение, потому что я большой поклонник и Кеннеди, и его супруги. Причем по отдельности.
Я не знаю, обратили ли вы внимание, как он поднимается. Есть некоторая угловатость движений. Как-то рука одна отставлена неестественно. Вы знаете, почему? Потому что он в корсете. Он ранен был во время войны, когда командовал торпедным катером, который был потоплен. И до конца своей жизни у него был корсет и болела спина. Поэтому он был не совсем естественен в движениях. Некоторая ранимость в этом смотрится.
А что касается Жаклин, то… Странное дело. Она работала в издательстве уже после его смерти. И прислала мне на отзыв книгу, редактором которой она была. Одного российского автора. Я написал письмо ей по этому поводу и получил от нее совершенно изумительное письмо. По изящности, по легкости… Она писала так же, как она выглядела.
Так что для меня эта фотография – это сразу очень многое.
Хотя вроде просто фотография: два человека садятся в самолет…
Владимир Познер
Виктор Шендерович: «До того как стать проектом, этот альбом многие годы был моей мечтой. В один прекрасный день, в самом начале «нулевых» (а может быть, это было еще в прошлом веке?), я вдруг подумал, что любимые мною с юности афоризмы Станислава Ежи Леца не просто хороши, а как будто специально написаны про ту или иную злобу сегодняшнего дня…»