— Как вы считаете, крепостничество, которое имело место быть в России, являлось рабством или все-таки нужно различать эти понятия?
На ваш взгляд, отразилось ли это на менталитете русcкого народа?
И как вы относитесь к мнению о том, что все разговоры по поводу того, что у россиян рабская психология, есть проявление русофобии? Спасибо. (Сурен)
Владимир Познер: Уважаемый Сурен, а в чем разница между крепостным правом и рабством?
И раба, и крепостного можно было сечь; продать; разделить жену и мужа; отдельно продать детей. Убивать было запрещено и тех, и других, но иногда убивали вполне безнаказанно.
Отразилось ли крепостное право на менталитете русского народа? На мой взгляд, безусловно. Хочу привести Вам отрывок из письма А.П. Чехова издателю А.Ф. Суворину, написанного 7 января 1889 года:
«Что писатели-дворяне брали у природы даром, то разночинцы покупают ценою молодости. Напишите-ка рассказ о том, как молодой человек, сын крепостного, бывший лавочник, гимназист и студент, воспитанный на чинопочитании, целовании поповских рук, поклонении чужим мыслям… выдавливает из себя по каплям раба и как он, проснувшись в одно прекрасное утро, чувствует, что в его жилах течет уже не рабская кровь, а настоящая человеческая».
Что касается разговоров, то на них обращать внимание не стоит. Я убежден, что наследие крепостного рабства еще живет в русском менталитете и еще жить будет по крайней мере два-три поколения, и нет в этом мнении никакого русофобства.