Марина: Почему наши подростки несчастны: на опыте России и других стран?
Владимир Познер: Когда человеку от 13 до 17 лет, когда идет бурный рост, когда гормоны начинают мощно играть, когда человек начинает понимать, что он человек, т.е. уже не дитя, но еще не взрослый, а именно подросток, он необыкновенно открыт для всего – и для добра, и для зла, он легко поддается влиянию, он легко становится жертвой самых разных впечатлений, часто задает себе вопрос – а зачем я? а кто я?
Именно в этом возрасте нужно особенно бережно относиться уже не к ребенку и не к взрослому.
Это во всем мире так. Я себя помню в этом возрасте, когда казалось, что от того, что со мной как-то не так разговаривают мои родители, жить не хочется, что вообще вся жизнь бессмысленна. И вот эта серия самоубийств, свидетелями которых мы являемся, это не то что связано сугубо с Россией, что этого нет в других странах.
Другое дело, что сегодня в России довольно неустойчивое положение, не очень понятно, куда страна идет, совсем не понятно, что будет завтра. И если это накладывается на хрупкое состояние подростковой души, то это может привести к тем ужасным вещам, свидетелями которых мы являемся.
И нельзя сказать, что кто-то виноват. Скорее всего, виноваты родители, которые не почувствовали своего ребенка, которые, может быть, не обращают на него внимание, которые не помнят себя в этом возрасте, которые не отдают себе отчет в том, что именно этот возраст самый-самый тяжелый и для взрослых, и для самого человечка, который в этом возрасте находится.
Задать вопрос Владимиру Познеру