— Вы создали много документальных фильмов такие как «Тур Де Франс», «Одноэтажная Америка», «Еврейское Счастье» и другие. В фильме об Израиле вы стараетесь быть объективным и приводите две позиции: позицию Израиля и позицию Палестины. Оправдывает ли это, по вашему мнению, то что делает Израиль, и то что делают сейчас другие организации, которые отстаивают исключительные привилегии, данные им Богом, во имя которых они объявляют святые войны, права на Землю, превосходство над другими и пролитие крови продолжает расти… В этом случае, религия выглядит жестокой, не так ли?
Владимир Познер: Здесь нужно подходить к вопросу аккуратнее. Религия, на самом деле, ничего не делает, делают люди. При этом религиозные воззрения являются двигателем их поведения и их поступков. В разные времена, разные религии проявляли агрессивность и противостояние мировоззрений, а это в данном случае мировоззрение под названием религия. Достаточно почитать Ветхий Завет, – насколько агрессивным и насколько кровавым было утверждение иудаизма, уничтожение народов, которые не были избраны Богом, согласно Ветхому Завету.
Религия, как философское явление, не является терпимой. Каждый утверждает свою исключительность и то, что истина на его стороне, что есть только один Бог и это тот Бог, который в данной религии исповедуется. Отчасти, я и поэтому противник религии, осознавая, что это такая философия, которая по сути дела утверждает, что тот, который не разделяет мою веру, в общем-то, должен быть уничтожен. Если почитать то, что якобы говорил Иисус Христос, то это не так – как раз наоборот.
Я хотел бы напомнить вам роман «Братья Карамазовы», в котором есть сцена, где великий инквизитор вновь встречается с Христом, которого собираются казнить. Он не удобен, потому что он учит не тому, чему учит церковь. Инквизитор его в конце отпускает, но с предупреждением: «Если ты еще раз вернешься, имей в виду, ты будешь уничтожен.»
Христианская религия, по сути, терпима и не агрессивна, но в выражении церкви – она именно такова. Это всё вопросы очень сложные, но и очень важные. Сегодня религиозное противостояние очевидно.
Задать вопрос Владимиру Познеру