Владимир Познер о передаче Исаакиевского собора РПЦ

— Уважаемый Владимир Владимирович! В конце апреля В.В. Путин по просьбе Патриарха Кирилла подписал документ о передаче Исаакиевского собора РПЦ. Ликвидирован крупнейший музей страны, около 400 музейных работников будут уволены, упразднена научная работа, которая велась в музее, город потерял около 800 млн руб. в год в виде налогов, получаемых от полностью самоокупаемого музея, получив взамен расходы на реставрацию и содержание собора, т.к. РПЦ не в состоянии это делать без помощи государства.

Как Вы относитесь к тому, что передача собора была подписана «втихую, между собой», несмотря на акции протеста горожан (два митинга на Марсовом поле) и требование согласовать и провести референдум по этому вопросу? С уважением, Наталия Прозуменщикова. Спасибо.

Владимир Познер: Уважаемая Наталия Прозуменщикова, я отношусь ко всей этой истории со смешанными чувствами, но все эти чувства имеют негативный характер: это огорчение, раздражение и осуждение.

То, что произошло, лишь подтверждает все более очевидное нарастание (а) власти РПЦ и (б) готовности власти идти ей навстречу, подталкивая общество к клерикализации и постепенно «отъедая» у Конституции принципиальное положение о светскости Российской Федерации.

Я разговаривал по поводу передачи собора РПЦ с человеком, который часто публично отстаивает ее интересы. Согласившись с тем, что Исаакий никогда не принадлежал РПЦ, он подробно и довольно схоластически объяснил мне, что собор был как бы в совместном управлении государства и церкви; главным его выводом были слова: «Храм должен быть храмом». Довод более чем сомнительный. Можно так пойти далеко: крепость должна быть крепостью (отдать все сооружения, изначально построенные в целях обороны, Министерству обороны), дворцы должны быть дворцами (а не музеями) и т.д.

Для меня эта передача является плохим подтверждением того, что мнение людей мало интересует как РПЦ, так и власть.

Задать вопрос Владимиру Познеру