Владимир Познер: «Это стремление сыграть на чувствах зрителей. И я отношусь к этому крайне негативно»

4 марта «Первый канал» показал выпуск программы «Минута славы» с участием танцора-инвалида. Евгений Смирнов, который потерял в аварии ногу, выступал без протеза. Публика встретила номер аплодисментами, а мнения жюри разделились. Владимир Познер сказал, что ему трудно оценивать такое выступление. «Когда человек выходит, как вы, без ноги, невозможно сказать «нет», ? отметил он. С ним согласилась Рената Литвинова.

Часть зрителей и некоторые коллеги посчитали реакцию Познера и Литвиновой бестактной. В прессе появились сообщения, что продюсер, отвечавший за подготовку программы к эфиру, уволен. Журнал «Psychologies» решил разобраться в истории и предложил Владимиру Познеру самому прокомментировать ситуацию.

— Почему вам было трудно оценивать выступление Евгения?

— Тут надо быть очень осторожным. Было очевидно, что номер Евгения Смирнова не тянет, что это слабый номер. И это было очевидно всем, кстати говоря. Ну как тогда поступить? Дать ему возможность остаться только потому, что он – «на коляске»?

Вот есть бегун из ЮАР Оскар Писториус, шестикратный чемпион паралимпийских игр, он участвовал в Олимпийских играх наравне с бегунами, у которых обе ноги целы (у Писториуса ампутированы ноги ниже колен). Это было участие на равных. Но если ты не можешь участвовать на равных, наверное, лучше этого делать.

— Но как же тогда его допустили до конкурса?

— Это уже не ко мне вопрос. Существует предварительная комиссия, которой нужно отобрать людей поинтереснее, поярче, им нужно делать рейтинги. С этой же целью приглашают детей. Это стремление сыграть на чувствах зрителей. Простой расчет. И я отношусь к этому крайне негативно. Поэтому я и не отдал свой голос за Евгения.

— Как вы считаете, каким должно быть отношение к людям с инвалидностью в обществе?

— Прежде всего, в нашей стране должны быть созданы все условия для нормальной жизни таких людей. Я не видел в Москве ни одного автобуса с подъемниками для колясочников. Не везде есть туалеты, подъезды, лифты для них. Я не вижу людей на колясках в ресторанах, в музеях. Должны быть созданы условия, чтобы они чувствовали себя комфортно, чтобы могли вести нормальную жизнь, чувствовать себя полноценным членами общества. Это важнее всего.

Уверен, общаться с ними нужно так же, как со всеми другими людьми. Если при встрече с ними закатывать глаза или, как говорится, «делать лицо», заострять внимание на их инвалидности, это будет только оскорблять и унижать их. Часто бывает, мамы одергивают детей, которые хотят пообщаться с людьми на коляске. Это, конечно, неправильно. У нас нет культуры общения с такими людьми, этому нигде не учат, к сожалению. Хотя сделать это довольно просто. Начинать нужно с детского сада. Через книги, через мультфильмы, игры, разговоры. Окружающие должны понимать – человек на коляске такой же, как они.